Карцев Евгений Александрович
(р. 02.12.1948) — спец. в обл. филос. истории и методол. соц. познания; канд. ист. наук; д-р филос. наук, проф. Окончил ист. ф-т МОПИ им. Н.К.Крупской (1970). работал мл. н. с. Ин-та экономики АН СССР (1973—1976), ст. н. с. НИИ школ МП РСФСР (1976—1979), ученым секретарем Президиума АПН СССР (1979—1984), ст. преп. (по совм.) МГПИИЯ им. М. Тореза (1979—1986), доц. ВКШ при ЦК ВЛКСМ (затем Ин-та молодежи) (1984—1996), вед. н. с. Ин-та общего среднего образования РАО (1999—2000). В наст. вр. — проф. кафедры общей социол.
Гос. ун-та — Высшей школы экономики, вед. н. с. Ин-та теории образования и педагогики РАО. Докт. дисс. — "Философия истории в концепциях современного французского неоконсерватизма" (1999). Действ. чл. РАЕН (1996). Сфера исслед. интересов К. — био-социокультурная природа идентичности, полифи-летический характер нац. культур, институциональные перспективы и инварианты биосоц. природы и дух. культуры индивида и социума, право на различие, ин-толерантные и легитимные исключения в совр. об-ве. Как полагает К., императивом выживания в XXI в. становится не только замена материи энергией, но и их вместе взятых знанием.
Это предельно актуализирует верификацию цивилизац. ин-тов как "органов человека", наподобие зрения и слуха, в к-рых воплощается соц. знание, адекватное нац. идентичности в экстремальный период развития социума.
Беспредметны дискуссии о модернизации и глобализации, дух. культуре и либеральных ценностях, евразийстве или вестернизации, если они не имеют институционального содержания.
Человек — это действующая личность, к-рая своими действиями преобразует природу вокруг себя, но и одновременно она преобразуется и сама, часто без своего ведома.
Каждый повторяемый опыт постоянно углубляет свои следы в сети первичных сплетений мозга. Акт не только запечатлевает в памяти, но и модифицирует, изменяет саму личность.
Т. о., человек "хозяин своей судьбы" не только в смысле — как личность, предопределяющая качеством своего поведения будущее содержание своей жизни. То же самое относится и к нации, народу.
Девиации частной и обществ. жизни не дают надежды на доброкачеств. перемены в будущем.
Судьба каждой нации институционально предопределена.
Соч.: "Введение", "Память и история", "К вопросу о концепциях философии истории и общественной мысли Франции во второй половине XX века" // Патриотизм: история и современность.
М., 1991; Очерк современной западной эстетики и искусства;
Течения и направления современной западной философии и социологии // История и теория мировой и отечественной культуры.
М., 1992; Философия истории. (Основные направления курса.) М., 1993; "Французская идея": концепции и стратегические направления "новых правых" во Франции // Проблемы социально-политической истории.
М., 1994; История и культура: О некоторых актуальных проблемах исторического исследования // История: постижение смысла.
М., 1995; "Новые правые" Франции: онтология современных идей. М., 1996; Французская школа философии истории: антропологические основания европейской цивилизации // Философия истории.
Уч. пос. для вузов. М., 1999; 2001; Французская историософия нового времени: несколько эпизодов // История. № 24. 1999.