Каратыгин Петр Андреевич
— сын А. В. Каратыгина, род. 29 июня 1805 г., ум. 24 сентября 1879 г. В 1816 г. отдан был в театральное училище и попал в класс Дидло, который хотел приготовить его к балету.
Но он занялся изучением драматического искусства под руководством Шаховского, который очень полюбил его. Еще в 1818 г. Каратыгин выступал на сцене в драме Коцебу: "Эйлалия Мейнау", но настоящий его дебют состоялся 6 мая 1821 г. в комедии "Молодость Генриха V" и прошел незамеченным.
Как актер П. А. Каратыгин особенно не выделялся.
Но он написал несколько пьес, имевших большой успех в свое время и частью держащихся еще и ныне на репертуаре.
Еще будучи в училище, Каратыгин организовал там домашние спектакли воспитанников и оставался главным их руководителем и по окончании курса. Между прочим, на этих спектаклях он думал разыграть "Горе от ума", не допущенное на сцену. Пьеса была срепетована под руководством самого Грибоедова, но администрация не позволила играть ее. Для этих же спектаклей Каратыгин и сам написал пародию "Нерон" и водевиль "Сентябрьская ночь". После поступления на службу он написал новый водевиль "Знакомые незнакомцы" и поставил его на казенной сцене в 1830 г. Пьеса имела шумный успех и понравилась самому императору Николаю Павловичу, который подарил автору бриллиантовый перстень в 1200 руб. ассигнациями.
С этих пор Каратыгин приобрел популярность и почти ежегодно ставил по нескольку новых водевилей.
За время 1830—1878 г. им было написано 68 пьес, из которых наибольший успех, кроме первой, имели: "Ложа первого яруса на последний дебют Тальони", "Отелло на Песках", "Виц-мундир" и др. В то же время он перешел на роли комические и в них обнаружил недюжинное дарование.
В 1832 г. он был назначен репетитором по драматической части в театральном училище, а вскоре и главное руководство этою частью перешло в его руки. Успехи его учеников (из них замечательны Мартынов и Максимов) обратили на него внимание начальства.
Император пожаловал ему золотую табакерку.
Как опытный учитель драматического искусства был приглашен давать уроки декламации кадетам Морского корпуса, а после прекращения этих занятий ежегодно был приглашаем для устройства в корпусе домашних спектаклей.
Вслед за тем ему стали поручать устройство спектаклей и в других корпусах, а также при Высочайшем дворе и в аристократических домах. Все эти обстоятельства создали П. А. Каратыгину широкую популярность, которую он сохранил до конца жизни, хотя после 1873 г., по старости, редко уже показывался на сцене. Сведения о жизни всех, выше упомянутых, Каратыгиных находятся в след. источниках: П. Арапов, "Летопись русского театра"; П. А. Каратыгин, "Записки"; изданы и редактированы П. П. Каратыгиным. 1880 г. — "Архив дирекции Императорских театров", вып. I (1746—1801 гг.). СПб. 1892 г.; "Рус. Старина", LXIII; Боцяновский, "К истории русского театра.
Письма П. А. Катенина к А. М; Колосовой", 1822—1826. СПб. 1893 г.; В. В. В., "Биография A. M. Koлосовой". См. "Энциклопедический Словарь" Брокгауза и Ефрона, 27 полутом.
С. Адрианов. {Половцов} Каратыгин, Петр Андреевич — известный актер-комик и водевилист (1805—1879), брат знаменитого трагика Василия Андреевича К., последний представитель театра 1820-х годов, когда на сцене властвовали Василий К., Брянский, Сосницкий.
Учился в СПб. театральной школе, сначала в классе балетмейстера Дидло, затем в драматическом отделении.
Артистическую карьеру начал исполнением ролей любовников в драме и комедии (1823), но его влекло к водевилю, которому вскоре он посвятил себя и как писатель (см. Водевиль).
Время заведования К. драматическим классом СПб. театральной школы (1832—38) было наиболее блистательной эпохою этого учреждения.
К. угадал в юном Мартынове-декораторе будущий талант и перевел его в драматический класс. Подготовленные им к сцене Максимов, Марковецкий, Громова и мн. др. долго служили украшением русского театра.
Игра К. всегда отличалась умом и тактом.
Роль Зогорецкого (на первых порах К. играл в "Горе от ума" Репетилова) создана им еще в грибоедовское время и послужила началом его успеха.
С 1830 г. (вод. "Знакомые незнакомцы") до 1878 г. (вод. "Супруги в западне") К. переделал и сочинил 68 пьес, в хронологическом порядке, с указанием годов первых представлений, перечисленные в его "Записках" (стр. 332—336); из них 53 напечатаны.
Немало острот К. перешло в жаргон петербуржцев.
Сохранилось множество анекдотов о его остроумных ответах и экспромтах.
С конца 1850-х годов К. как актер стушевывается; его симпатии были на стороне традиций классического вкуса, и он недолюбливал бытовой репертуар, отдавая предпочтение Мольеру, Бомарше, Шеридану, Гольдони.
С 1872 по 1879 гг. К. помещал в "Русской старине" интересные и важные для истории театра "Воспоминания" о той поре, в которой жил и действовал.
После его смерти они пополнены его сыном Петром и изданы под заглавием "Записки П. А. К." (СПб., 1880); ими пользовался А. И. Вольф для своей "Хроники петербургских театров". Свои пьесы он предоставлял антрепренерам даром, отказавшись вступить в общество драматических писателей.
В 1873 г. по почину М. И. Семевского праздновался в СПб. пятидесятилетний юбилей его сценической деятельности, о чем см. "Голос" (1873, № 64) и брошюру "П. А. К., 1823—1873" (СПб., 1873). "Письма к П. А. К-у Д. Т. Ленского, 1839 и 1840" напечатаны в "Русской старине" (1880, т. XXIX). Ср. "П. А. К." (там же, 1880, т. XXVII). Ум. {Брокгауз} Каратыгин, Петр Андреевич комический актер и автор разн. статей о театре, стихотворений и водевилей; род. 1805 г. 29 июня, † 1879 г. 24 сентября. {Половцов} Каратыгин, Петр Андреевич [1805—1879] — артист петербургской придворной труппы, драматург, автор мемуаров; брат известного артиста-трагика Василия Каратыгина.
Прошел школу классицизма, современник Шаховского, Гнедича, Катенина, Семеновой, Яковлева, Брянского и др. корифеев классической драматургии и сцены. Как артист К., по отзыву Белинского, — "талант односторонний, годный не для многих ролей, но тем не менее весьма замечательный". Приобрел имя в эпоху смены классических форм романтическими влияниями как автор мелодрам и гл. обр. водевилей.
Почти все они представляют собой заимствования и переделки с французского и отчасти с немецкого. "Литературой" его творчество трудно назвать — это типичная театральщина, специально рассчитанная на сценический успех и не ставящая себе никаких иных задач. Многие водевили написаны на злобу дня и носят следы обывательского памфлета, персонального портрета и полемики, напр. водевиль "Горе без ума", направленный против критики, "Авось, или сцены в книжной лавке", заостренный против Греча и Сенковского, "Знакомые незнакомцы", сводящий счеты с Булгариным и Полевым, и др. К. до конца жизни оставался непримиримым врагом "натуральной школы" и очень враждебно встретил Гоголя.
Написал около 75 произведений.
Наибольший успех имели и долго сохранялись в репертуаре водевили: "Знакомые незнакомцы", "Ложа 1-го яруса", "Вицмундир": К. оставил после себя обширные "Записки", не доведенные однако до конца и охватывающие период времени до 1847. Библиография: I. Сочин., СПб., 1854; Сборник театральных пьес, 3 тт., СПб., 1880; Записки 1805—1879, изданы и ред. сыном К. — П. П. Каратыгиным, СПб., 1880; Записки, нов. изд. по рукописи, под ред. Б. В. Казанского, 2 тт., изд. "Academia", Л., 1929 (в приложении даны воспоминания А. М. Каратыгиной и др. и перечень драматических произведений В. А. и П. А. Каратыгиных). II. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914. Э. Б. {Лит. энц.}