Каракаш Михаил Николаевич
[1887, Симферополь — 15.8.1937, Бухарест] — арт. оперы (лирич. баритон), камерный певец и педагог.
Муж Е. И. Поповой.
Род. в семье проф. геологии Петерб. ун-та. Образование получил в Петерб. ун-те на историко-филологич. ф-те, в 1923—27 учился в Белград. ун-те на технич. ф-те. Пению обучался сначала под рук. своей матери (ученицы Н. Ирецкой), с 1908 в Петерб. конс. (кл. С. Габеля), к-рую окончил в 1910. С 1913 в летние месяцы совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у В. Ванцо и Николаи.
В 1911 —18 солист петерб.
Мариинского т-ра (дебютировал в партиях Онегина и Грязного), в 1918—19 выступал в Москве (Большой т-р; Опера С. Зимина; "Зеркальный т-р" — первое театр. кооперативное товарищество в России).
Гастролировал в Москве (Большой т-р, 1913 и 1914), петрогр.
Т-ре муз. драмы (1915— 17), Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе, в 1912 — в Праге, Будапеште, Вене, Берлине, в 1917 — в Або (ныне Турку, Финляндия).
Обладал ровным, звонким голосом "металлического" тембра, отчетливой дикцией.
Великолепно владел актер. мастерством. 1-й исп. партий: Дольского ("Призрак"); в Мариинском т-ре — Шарплеса ("Чио-Чио-сан"). Лучшие партии: Онегин, Елецкий, Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини; лучший исп. этой партии в России).
Др. партии: Дон Кар-лос ("Каменный гость"). Князь Игорь, Аполлон Локсий, Швабрин;
Дон Жуан ("Дон Жуан"), Валентин ("Фауст"), Марсель ("Богема"), Тонно, Сильвио, Меркуцио, Эскамилио.
Партнеры: Г. Боссе, Е. Бронская, Е. Збруева, Л. Липковская, А. Нежданова, К. Пиотровский, Л. Собинов, Д. Смирнов, Ф. Шаляпин.
Пел п/у А. Бернарди, А. Коутса, Э. Купера, Н. Малько, Д. Похитонова, Н. Федорова.
В 1919 исп. произв.
Л. Бетховена п/у С. Кусевицкого в Колонном зале Дома союзов.
С апр. 1919 жил в Симферополе и выступал с концертами в Крыму (пел также в симф. концертах).
В этот период познакомился с А. Спендиаровым, к-рый посвятил певцу романс "К Армении". В окт. 1921 уехал в Рим, где выступал в оперном т-ре "Русская ласточка". С 1921 до нач. 1930-х гг. пел в Белграде (Рус. общедоступный т-р "Манеж"). В 1923—26 выступал в париж. труппе М. Кузнецовой-Бенуа, позднее гастролировал в Барселоне, Загребе, Бухаресте.
К. был выдающимся камерным певцом.
Его исп. отличалось благородством фразировки, выразительностью.
Репертуар включал произв.
С. Рахманинова, А. Гречанинова, Н. Метнера, И. Стравинского (среди его аккомпаниаторов был М. Бихтер).
С 1926 вел режиссерскую деят-сть — поставил в Париже "Садко" ("Рус. опера", антр. А. Церетели), в Белград. опере (гл. режиссер и директор) — "Севильского цирюльника" (1934), "Князя Игоря" (1935). В 1931 проф. Рус. конс. в Париже, в 1930-х гг. рук. Оперно-драм. студией в Белграде.
Записывался на грампластинки в Петербурге ("Граммофон", 1913, 1914); нек-рые архив. записи певца — в ГЦММК. Соч.: Г. А. Лортцинг и его опера "Царь и плотник" (рук., 1920—30-е гг.). — в РО ЦНБ СТД; Спектакль М. Чехова (рук., 1931). — Там же. Лит.: Левик С. Ю. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 378; Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина.
Кн. 2 / Сост. Ю. Котляров, В. Гармаш. — Л., 1985; нек-рые архив. материалы певца — в РО ЦНБ СТД.