Караев Кара Абульфаз-оглы
род. 5 февр. 1918 в Баку. Композитор.
Герой Социалистического Труда (1978). Нар. арт. СССР (1959). Академик АН АзССР (1959). В 1930—1935 обучался на рабфаке Азерб. конс. по кл. ф-п. Г. Г. Шароева.
В 1935—1938 занимался в Азерб. конс. по кл. композиции Л. М. Рудольфа (основы азерб. нар. музыки проходил под рук. Уз. Гаджибекова).
В 1946 окончил Моск.. конс. по кл. композиции Д. Д. Шостаковича (ранее учился у А. Н. Александрова).
В 1941—1942 худож. рук. Азерб. филармонии.
С 1946 преподаватель (с 1959 проф., в; 1949—1953 директор) Азерб. конс. В 1948—1949 зав. сектором музыки Ин-та искусствоведения АН АзССР. С 1952 пред., первый секретарь правления Союза композиторов АзССР; с 1962 секретарь правления Союза композиторов СССР. Гос. премии СССР (1946, 1948). Ленинская премию (1967). Гос. премия АзССР (1965). Соч.: оперы — Айна (совм. с Д. Гаджиевым, 1941), Родина (Вэтэн, совм. с Д. Гаджиевым, Баку, 1945), Нежность (по А. Барбюсу, 1972); балеты — Семь красавиц (по мотивам поэмы Низами" Гянджеви, Баку, 1952, 2-я ред. там же, 1959), Тропою грома (по одноимен. роману П. Абрахамса, Ленинград, 1958, 2-я ред. Москва, 1959); мюзикл — Неистовый гасконец (по Э. Ростану, Москва, 1978); для солистов, хора и симф. орк. — кантата Знаменосец эпохи (сл. С. Вургуна, 1959); для солистки, хора и симф. орк. — кантата Песня счастья (сл. М. Рагима, 1947); для чтеца, хора и симф. оpк. — оратория Город без детей (неоконч., сл. С. Острового, 1964), оратория-плакат Ленин (сл. Р. Рзы, 1970); для хора и симф. орк. — кантата Песня сердца (сл. Р. Рзы, 1938); для симф. орк. — сюиты: Азербайджанская (1939), Семь красавиц (из музыки одноимен. балета, 1949), из музыки к фильму "Повесть о нефтяниках Каспия" (1953), Хореографические картинки (1953), из музыки к фильму "Вьетнам" (1955), из балета "Тропою грома": I (1958), II (1957), III (1960), Пассакалья и тройная фуга (1941), симфонии: I (Памяти героев Великой Отечественной войны, 1943), II (1946), III (для кам. орк., 1965), поэма Лейли и Меджнун (1947), Приветственный марш с фанфарами (1948), Албанская рапсодия (1952), гравюры Дон-Кихот (1960), Траурная ода Памяти 26 бакинских комиссаров (1968); для ф-п. и симф. орк. — Поэма радости (1937); для скр. и симф. орк. — Концерт (1967); для голоса и симф. орк. — Три тэснифа (Лейли, Ширин, Сэрендж тэснифи, сл. Низами Гянджеви, 1939); для малого симф. орк. — Классическая сюита (1966); для дух. орк. — Азербайджанский марш (1943), Марш бакинских нефтяников (1951); для орк. азерб. нар. инстр. — Ашугский марш (1943); струн. квартеты — I (1942), II (1946); для струн. квартета — Фуга (1940), Квартетино (1943); для скр. и ф-п. — Соната (1960); для ф-п. — муз. картина Царскосельская статуя (по А. Пушкину, 1937), Траурная прелюдия (памяти С. Орджоникидзе, 1937), Трехголосная фуга (1939), Азербайджанская рапсодия (1939). Два наброска (1939), сонатины: I (1940), II (1944), Шесть дет. пьес (1950), 24 прелюдии в 4 тетр. (1951, 1952, 1957, 1963), Две дет. пьесы (1952), Шесть дет. пьес средней трудности (1965); для голоса и ф-п. — 6 обр. азерб. нар. песен (1937), 6 рубайи (сл. О. Хайяма, 1946), Два лирических стихотворения А. Пушкина (1949), Пионерская песня о мире (сл. З. Джабар-заде, 1951), Песня нефтяников моря (сл. М. Светлова, 1953); для хора — Колыбельная (1939), Осень (сл. Низами Гянджеви, 1947); для голоса и эстр. орк. — песня Наргиз (сл. M. Светлова, 1957); для голоса и джаз-оpк. — Три ноктюрна (сл. Л. Хьюза, 1958); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Мирза Хаял" Мир Джалала (Баку, 1942), "Победители" Б. Чирскова (Баку, 1947), "Отелло" В. Шекспира (Баку, 1949), "Учитель танцев" Лопе де Вега (Баку, 1949), "Зимняя сказка" В. Шекспира (Баку, 1955), "Оптимистическая трагедия" В. Вишневского (Ленинград, 1955), "Чудак" Н. Хикмета (Москва, 1956), "Бег" М. Булгакова (Ленинград, 1958), "Дамоклов меч" Н. Хикмета (Баку, 1959), "Маскарад" М. Лермонтова (Баку, 1959), "Бунт женщин" Н. Хикмета и В. Комиссаржевского (Москва, 1962), "Антоний и Клеопатра" В. Шекспира (Баку, 1964), "Человек бросает якорь" И. Касумова (Москва, 1966), "Мертвецы" Д. Мамедгули-заде (Баку, 1966), "Жизнь Сент-Экзюпери" Л. Малюгина (Москва, 1968), "Гамлет" В. Шекспира (Баку, 1968), "Король Генрих IV" В. Шекспира (Ленинград, 1969), "Артем" А. Хазина (Ленинград, 1970), "Женщина за зеленой дверью" Р. Ибрагимбекова (Москва, 1972); музыка к фильмам, в т. ч. "Одна семья" (1942), "Каспийцы" (1943), "Мингечаур" (1950), "Огни Баку" (1951), "Повесть о нефтяниках Каспия" (1953), "Вьетнам" (1955), "Урок истории" (1956), "Двое из одного квартала" (1957), "Дон-Кихот" (1957), "Ее большое сердце" (1958), "На дальних берегах" (1958), "Покорители моря" (1959), "Золотой эшелон" (1959), "Настоящий друг" (1960), "Матео Фальконе" (1960), "Великая Отечественная" (1965), "Гренада, Гренада, Гренада моя..." (1967), "Гойя" (1971); ред. и инструментовка оперы М. Магомаева "Шах Исмаил" (1947). Караев, Кара Абульфаз-оглы (род. 5.II.1918 в Баку) — сов. композитор, педагог, муз.-общественный деятель.
Первоначальное муз. образование получил на рабфаке Азерб. консерватории (фп.). В 1935—38 учился в консерватории (по композиции у Л. Рудольфа).
В 1938 поступил в Московскую консерваторию, где занимался у Ан. Александрова (композиция) и С. Василенко (инструментовка).
Занятия были прерваны Великой Отечественной войной и возобновились в 1943. В 1946 окончил Московскую консерваторию (кл. композиции Д. Шостаковича), будучи к этому времени автором 2 опер, 2 кантат, симфонии, квартета и др. В 1941 худож. рук. Азерб. филармонии им. Магомаева.
С 1946 преподает композицию в консерватории (с 1959 профессор), в 1949—53 также директор.
С 1949 рук. сектора музыки Института искусств Академии наук АзССР (действ. чл. академии с 1959). Ведет активную общественную деятельность.
С 1944 по 1949 зам. пред. правления, в 1953—56 пред. правления, с 1956 первый секретарь, ныне вновь пред. правления СК АзССР. С 1948 чл. правления (последние годы — также секретарь) СК СССР. Одновременно был чл. президиума республиканского Комитета защиты мира, депутатом Верховного Совета АзССР, депутатом Верховного Совета СССР. Заслуги К. перед сов. искусством отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. АзССР (1955), нар. арт. АзССР (1958), нар. арт. СССР (1959) и награждением орденами Ленина (1967, 1978), Трудового Красного Знамени (1961), Октябрьской Революции (1971); лауреат Ленинской премии (1967), Гос. премий СССР (1946, 1948) и АзССР (1965). Герой Социалистического Труда (1978). В музыке К. убедительно осуществлен синтез характерных особенностей народного и профессионального национального искусства Азербайджана с достижениями рус. муз. классики и современной сов. и зарубежной музыки.
Творчеству его свойственны повышенная эмоциональность, выразительная сила, смелый полет творческой фантазии, яркий темперамент, богатство мелодики и впечатляющая красочность.
Существенная черта творческого облика К. — неустанный поиск, неугасимый интерес к творческому эксперименту.
Соч.: оперы "Айна" (соавт. Д. Гаджиев, соч. 1939), "Вэтэн" ("Родина", соавт. Д. Гаджиев, 1945), "Нежность" (1972), мюзикл "Неистовый гасконец" (1977); балеты "Семь красавиц" (1952), "Тропою грома" (1958); кантаты "Песня сердца" (1938), "Песня счастья" (1947), оратория-плакат "Ленин" (1970), "Гимн дружбы" (1972); 3 симфонии (I — "Памяти героев Вел. Отеч. войны" — 1944, II — 1946, III, камерная — 1965), поэма "Лейли и Меджнун" (1947), сюиты "Азербайджанская" (1939), "Хореографические картинки" (1953), "Вьетнам" (1955), из бал. "Семь красавиц" и "Тропою грома"; "Дон Кихот", Симф. гравюры (1960), "Албанская рапсодия" (1952), Пассакалия и тройная фуга (1941) и др. произв. для орк.; "Поэма радости" для фп. с орк. (1937), Концерт для скр. с орк. (1967), "Физкультурная сюита" для дух. орк. (1939); 2 квартета (1942, 1946); соч. для фп., в т. ч. 2 сонатины (1940, 1944), 24 прелюдии (1932), муз. картина "Царскосельская статуя" (1937) и др., Соната для скр. и фп., романсы, песни, хоры; музыка к спектаклям, к/ф; статьи, рецензии.