Кантемир Антиох Дмитриевич
[князь, 1708—1744] — русский сатирик XVIII в., сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции.
Получил блестящее по своему времени образование, принимал живое участие в политической борьбе, отстаивая интересы служилого дворянства ("шляхетства") против "верховников". Позднее был дипломатическим представителем России за границей — резидентом в Лондоне и полномочным министром в Париже, где и умер. К. является выразителем настроений той зарождавшейся дворянской интеллигенции, "ученой дружины" (Плеханов), которая создавалась в эпоху петровских реформ и чрезвычайно живо ощущала наступившую после смерти Петра реакцию.
В творчестве этой интеллигенции (Прокопович, Татищев, К. и др.) оформляется идеология служилого класса — европеизовавшегося дворянства, — которая придает стилю ранней дворянской литературы резкий публицистический отпечаток.
В творчестве К. с особой силой проявляются элементы "просветительства", выражающиеся как в проповеди просвещения, так и в нападках на темные стороны жизни тогдашнего дворянства.
Отсюда — влечение К. к сатире.
К. написал 9 сатир, которые составляют основу оставленного им литературного наследства; остальные его произведения — поэма "Петрида", басни и др. — мало интересны.
Каждая из его сатир ставит ту или иную серьезную общественную проблему и разрабатывает ее с большой яркостью для своего времени (недаром сочинения К., не напечатанные при его жизни, расходились в большом числе рукописных списков).
Помимо своих тем — "На хулящих учение", "На зависть и гордость дворян злонравных", "На бесстыдную нахальчивость", "О воспитании", "На человеческие злонравия" и т. п. — сатиры К. интересны еще своим ярким бытовым колоритом.
Невежество, низкопоклонство, жадность, лицемерие, сплетни и т. п. — все эти пороки "казнятся" К. с большой едкостью, и в этом отношении он является интересным предшественником сатирич. журн. Новикова и др. В характерных для настроения тогдашнего дворянства настойчивых указаниях К. на то, что главное в человеке — не "порода", а "выслуга", сказалось наступление среднего слуг жилого дворянства на старые боярские роды. Однако в 30-х гг. XVIII в. это политическое наступление замедлилось, возникла реакция, отразившаяся в творчестве К. пропагандой "златой умеренности" и "малых дел". Кантемир оставил также ряд переводов в прозе (Фонтенель, Монтескье) и в стихах (Гораций, Анакреонт).
В последних он первый в русской литературе дал образцы безрифменного стиха. К. сыграл некоторую роль и в развитии русского литературного яз. (им напр. введены такие слова, как "центр", "понятие", "средоточие" и др.) и стиха (он значительно приблизил силлабический стих к его переходу в силлабо-тонический, осуществленному Тредьяковским.
Специальная его работа, посвященная стиху: "Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских"). Сочинения его "весьма много похвалялись современниками". Столетием позднее Белинский отметил, что К. "своими стихами воздвиг себе маленький, скромный, но тем не менее бессмертный памятник". Библиография: I. Впервые сатиры К. были напечатаны после его смерти, в 1762, в значительно искаженном виде. Лучшее изд. сочин., писем и избранных перев. К., под ред. П. А. Ефремова, со вступ. ст. В. Я. Стоюнина, в 2 тт., СПб., 1867—1868; Полн. собр. оригинальных стихотворений, со вступ. ст. В. Я. Стоюнина, в "Русской поэзии XVIII в.", под ред. С. А. Венгерова, вып. I, СПб., 1893. См. также вып. VI (стр. 146—210), где помещены подробные библиографические указания и статьи о Кантемире К. Тредьяковского, Венути, И. Баркова, Домашнева, Штелина, Новикова, Сумарокова, Карамзина, Белинского, Полевого и мн. др. Здесь же перечень изд. и пояснения к его сатирам и стихотворениям. II. Кроме ст. о Кантемире В. Я. Стоюнина см. еще: IIIимко И., Новые данные к биографии кн. А. Д. Кантемира, СПб., 1891: Mайков Л. Н., Материалы для биографии кн. А. Д. Кантемира, СПб., 1903; Глаголева Т. М., Материалы для полн. собр. сочин. кн. А. Д. Кантемира, "Изв. Отд. русск. яз. и словесн.
Академии наук", т. XI, 1906, кн. 1 и 2; Ее же, К литературной истории сатир кн. А. Д. Кантемира.
Влияние Буало и Лабрюйера, там же, т. X VIII, 1913, кн. 2; Плеханов В. Г., Собр. сочин., т. XXI, М., 1925. III. Mезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910. Л. Тимофеев. {Лит. энц.}