Каноппи Антонио
— живописец-декоратор и архитектор.
Род. в Модене в 1774 г., ум. 19 апреля 1832 г. в Петербурге.
Отец его, инженер герцога Моденского, известный в свое время разными гидравлическими сооружениями в Италии, дал сыну хорошее воспитание и направил его способности на изучение математических наук и строительного искусства, а молодой Каноппи, имея от природы склонность к рисованию, был особенно наклонен к изящным искусствам и уже тогда своими альфреско украшал дворцы многих итальянских вельмож.
Известный Канова, познакомившись с молодым художником, принял его под свое покровительство и под его руководством Каноппи получил первые познания в скульптуре.
Кроме того, он занимался разными проектами по архитектуре, украшал внутренности зданий и сделался сценическим живописцем театра Феличе.
Исполненные им декорации сделали известным его имя в Италии и работы его долго сохранялись в Милане, наряду с произведениями знаменитого Гонзаго;
Болонская и Миланская академии живописи сделали его своим членом.
Во время нашествия французов Каноппи, как горячий патриот, стал в ряды врагов Франции, но вскоре, чтобы избегнуть смертной казни, принужден был бежать из всех тех мест, куда проникало французское оружие.
Скитаясь на чужбине, он попал в Вену, и здесь случай свел его с русским посланником, кн. Разумовским.
Кн. Разумовский оценил дарования молодого художника и уговорил его переселиться в Россию.
С рекомендательными письмами от князя он приехал в Россию в 1805 г., принял русское подданство и поселился в Москве, пользуясь расположением семейств Разумовских, Гудовичей, Юсупова, Растопчина и других вельмож.
В Москве он между прочим расписал большую залу Дворянского собрания как бы в виде открытой галереи с храмом бессмертия Екатерины II и триумфальною аркою императора Александра І по концам и с разными военными изображениями в аттике колоннады.
Эти произведения, погибшие в 1812 г., описаны в особой книжке под заглавием: "Описание живописи, изобретенной и исполненной Антоном Каноппи в большой зале Дворянского собрания в Москве". (М., в тип. Н. С. Всеволожского, 1812). Сверх того, Каноппи составил проекты: монумента Пожарскому, чугунной колонны в память войны 1812 г., соборной церкви с катакомбами и подземельями.
После разорения неприятелем Москвы Каноппи, стараниями своего старого приятеля Гонзаго, был принят декоратором императорских с.-петербургских театров.
Как знаток театра, он начертил планы многим зданиям для публичных зрелищ и увеселений; из написанных им декораций известны были: египетский зал, сад и греческий перистиль — для оперы "Волшебная флейта", римская галерея или зал, темница в духе Пиранези — для оперы "Семирамида" и друг.; для возобновленного вторично Большого театра он написал занавес с изображением временных Нарвских ворот в Петербурге, построенных по случаю возвращения войск из Франции в 1815 г. В 1813 г. Каноппи принес в дар Академии Художеств картину своей работы, изображающую "живописца, снимающего вид с красивой местности" и за свои картины и рисунки был признан назначенным академиком; в виде программы на звание академика он исполнил две картины — "Геройский подвиг ген. Раевского под Смоленском в 1812 г.", и "Снятие со креста Спасителя". Эта картина высоко ценилась современниками за хороший рисунок.
Затем в Академии Художеств были еще три картины его работы: "Венера с купидонами", "Старик с зажженным факелом" и эскиз, изображавший императора Александра, едущим от Казанского собора в колеснице, запряженной львами, и объявляющего мир Европе.
В 1819 г. расстроенное трудами здоровье Каноппи заставило его уехать в продолжительный отпуск на Кавказ; вернувшись в Петербург в 1821 г. он исправлял должность декоратора до самой своей смерти. — Каноппи работал много, писал легко и скоро, но редко отделывал свои картины с тщательностию.
Особенно он любил изображать разные эффектные явления, вроде лунного освещения или огненного отражения, как, напр.: в "Появлении Энея с Сивиллою в Елисейских полях" (сияние трех светил) и в "Сошествии в ад" из Виргилия (борьба солнечных лучей с огненным освещением), в картине "Внутренность монастыря" (лучшее его произведение) и в "Жертвоприношении вакханок" (особенно фантастическое сияние луны). Из картин его в архитектурном роде виды "Зимнего Дворца" и "Арки у здания Главного штаба" помещены в Эрмитаже.
Каноппи оставил также много рисунков тушью и пером, особенно замечательных по своей перспективе.
Он писал сочинения об архитектуре, перспективе и живописи, и одно из них было издано в 1830 г. под заглавием: "Opinion d''Antoine Canoppi sur l''architecture en general et en specialite sur la construction des theatres modernes". Он сочинял и стихи на своем родном языке. С особенным удовольствием занимался он руководством молодых художников, всячески поощряя их к успехам в избранных ими предметах; начитанность его по части древних итальянских и французских поэтов делала его очень приятным собеседником; он пользовался любовью и уважением всех, кто его знал. "Худож. Газета" 1837 г., ст. 351—4; Naglers Kunstler-Lex., V, 225; "Сборник материалов для истории Импер. Акад. Худ.", П. Н. Петрова и "Указатель к нему", А. Е. Юндолова.
Н. С. {Половцов} Каноппи, Антонио театральный декоратор и перспективист, академик И. А. Худ., род. в Модене 1774 г.; † в СПб. 19 апр. 1832 г. {Половцов}