Каменский Василий Васильевич
[1884—] — поэт, беллетрист, драматург.
Род. в семье смотрителя золотых приисков на Урале. По образованию — агроном.
В 1910—1911 работал авиатором-пилотом.
Литературную деятельность начал в 1904 (стихотворением "Кузнецы", напечатанным в екатеринбургской газете "Урал"). К. — один из первых представителей русского футуризма (см.). Вместе с В. Маяковским, В. Хлебниковым и Д. Бурлюком был участником и редактором футуристических сборников, газет, журналов и др. изданий.
Идеологически К. связан с группой мелкобуржуазной деклассирующейся интеллигенции, имеющей корни в деревне.
Ненависть к капиталистическому городу, к буржуазному быту и буржуазной культуре — вот то, что объединяет его со всей группой футуристов.
Но в отличие от мелкобуржуазной деклассировавшейся интеллигенции, имеющей корни в городе, К. бунтует против буржуазии, ориентируясь не на городские демократические слои (как напр. Маяковский), а на крестьянство.
В ряде своих произведений К. противопоставляет буржуазному городу не революцию, а народнически идеализированную деревню ("Землянка", 1911). Это противопоставление связано у него с идеализацией примитивных людей и чувств в противовес нервным городским интеллигентам с их утонченной психикой.
Характерны в этом отношении самые названия его книг: "Землянка", "Танго с коровами", "Девушка босиком". Но народнические мотивы не складываются у К. в законченную мировоззренческую систему.
К. — поэт не столько законченных воззрений, сколько ощущений.
Эмоциональное отношение к вещам заменяет ему точку зрения.
Жизнерадостность, беззаботность — вот основная эмоциональная расцветка большинства произведений Каменского.
Этот нарочитый идеологический примитивизм на полународнической основе определяет и особенности стиля Каменского.
В его поэтической работе, как и в творчестве других футуристов, довольно большое место занимает словотворчество, речевое экспериментаторство.
Но в отличие от Маяковского К. ориентируется не столько на городской, разговорный и митинговый яз., сколько на заумь (см.), язык детей и т. п. источники.
Каменский разрабатывает не столько смысловую, сколько музыкальную сторону стиха (сближаясь в этом с символистами).
Иногда работа над музыкой стиха приобретает у него самодовлеющий характер.
Империалистическая война и революция переводят расплывчатое полународническое мироощущение К. и его беспредельную эмоциональность в более конкретный план. Он обращается к исторической теме о Стеньке Разине и трактует ее как тему современности.
В полном согласии со своей социальной природой К. воспринимает нашу революцию как народную — крестьянскую — и воспевает Стеньку Разина в качестве ее прямого предшественника (в заключительной сцене пьесы "Стенька Разин" революционное торжество происходит на месте казни Степана Разина).
После "Стеньки Разина" творчество К. идет по линии ослабления революционных мотивов и возрождения старой экспериментаторской словотворческой поэзии, — мотивы "Стеньки Разина" не оказались решающими для дальнейшего пути К. Революционность его оказалась столь же поверхностной, чисто эмоциональной, не подкрепленной мировоззрением, как и его дореволюционное "народничество". Ярче всего это сказалось в стихотворении "Жонглер", напечатанном в № 1 журнала "Леф": "Искусство жизни — карусель, Блистайность над глиором И словозвонная бесцель, И надо быть жонглером..." Кроме стихов и пьес К. после революции выпустил несколько романов.
Но если стихи К. при всей своей безыдейности оказали все же некоторое влияние на развитие поэзии (напр. Асеева), то о романах К. и этого нельзя сказать.
Они не занимают сколько-нибудь заметного места в советской литературе, а некоторые граничат с бульварной литературой (напр. "Пушкин и Дантес" — роман, в котором историческая тема опошлена).
Библиография: I. Землянка, СПб., 1911; Танго с коровами, М., 1914; Девушка босиком.
Тифлис, 1916; Степан Разин, Роман, М., 1916 (переиздан в 1919 и 1928); Звучаль веснянки, М., 1918; Стенька Разин, Пьеса, М., 1919 (переиздано в 1923 и в 1925 в сб. пьес); 27 приключений Харта Джойса, Роман, М., 1924; Пушкин и Дантес, Роман, Тифлис, 1928. II. Лерс Я. Г., Русский футуризм, М., 1922; Чуковский К., Футуристы, П., 1922; Сосновский Л., О якобы революционном словотворчестве, "На посту", 1923, III; Книпович Е., "Красная новь", 1928, VI (рец. на роман "Пушкин и Дантес"). III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М., 1928. Е. Мустангова. {Лит. энц.} Каменский, Василий Васильевич Род. 1884, ум. 1961. Поэт, драматург, авиатор.
Произведения: "Стенька Разин" (романтическая поэма, 1912—1920), "Емельян Пугачев" (1931), "Иван Болотников" (1934).