Камал Галиаскар Галиаскарович
[1879—] — татарский драматург и публицист.
Род. в Казани, в семье кустаря.
До 1900 учился в духовной школе (медрессе) муллы Варуди в Казани.
Самоучкой изучил русский яз. и увлекся русской драматической литературой и театром.
Общее реформаторское движение среди шакирдов (учащейся молодежи), движение протеста против влияния феодального Востока захватило и К. Он выступает в своих драматических произведениях против старых полуфеодальных пережитков в татарской жизни. Первая драма К. "Бахетсез егет" (Несчастный юноша) написана в 1898 и издана в 1899. Так. обр. К. начал свою литературно-драматическую деятельность еще задолго до зарождения татарского театра [1906] и вполне заслуженно считается отцом татарской драматургии.
К. — чрезвычайно плодовитый литератор; он написал 15 оригинальных драматических произведений и перевел с русского и турецкого яз. около 100 произведений, в числе которых следует указать переводы русских и иностранных классиков: "Ревизор" Гоголя, "Гроза" Островского, "На дне" М. Горького, "Скупой" Мольера и др. К. — представитель реалистического театра в татарской драматургии; он дает своих героев в окружающей их обстановке, мастерски изображая фанатичных невежественных татарских купцов, купчих, характерных для тогдашней татарской жизни бабок-знахарок и тому подобные типы. Классическими образцами тупоумия и консерватизма татарской реакционной буржуазии в произведениях К. являются — купец Хамза (комедия "Бренче театр" — "Первый спектакль"), для которого "сам господин пристав" — все на свете, и лавочник Ахметзян (пьеса "Безнен шахар серляре" — "Тайны нашего города") — вождь духовного центра татарской буржуазии Казани, Сенного базара, ярый противник всего нового и прогрессивного и в то же время пошляк и развратник.
К. бичует и молодую либеральствующую татарскую буржуазию.
Велики заслуги К. как создателя современного татарского литературного яз. на основе казанского народного говора.
В период, когда К. выступил на лит-ую арену, в татарской литературе господствовало влияние турецкого и арабского яз., и сторонники татаризации литературного яз. были малочисленны и слабы. К. с первых же шагов своей лит-ой деятельности [1899] выступил смелым сторонником этой демократизации.
В предисловии к "Бахетсез егет" он ратует за введение в литературу "уличного языка" и бросает вызов приверженцам "высокого" стиля. И до сих пор яз. К. является классическим образцом татарского литературного языка. Бичуя старое, К. не сумел достаточно четко показать силы нового класса, идущего на смену старому.
Но как публицист К. чрезвычайно близок нам. Публицистическую деятельность К. начал в 1905, когда в Казани стали выходить татарские газеты.
Был сотрудником либерально-буржуазной газеты "Казан Мухбире" (Казанский вестник), но разошелся с руководившими газетой кадетами и в 1906 издавал газету "Азат Халк" (Свободный народ), в которой сотрудничал большевик Кулахметов.
В "Азат Халк" печатались статьи против пантюркистской газеты "Терджеман", против национал-кадетской — "Мусульманский союз" и за пролетарскую диктатуру.
Газета после 14-го номера была закрыта.
В 1908—1909 совместно с популярнейшим татарским поэтом А. Тукаевым К. редактировал юмористический журнал "Яшен" (Молния); до Октябрьской революции Камал сотрудничал в газете "Юлдуз". С первых же дней Октябрьской революции К. без колебаний перешел на сторону пролетариата и до настоящего времени сотрудничает в партийно-советской печати.
В годы гражданской войны под псевдонимом "Аулиа и компания" К. пишет сатирические произведения, очень популярные среди рабочих и крестьян Татарии, и работает в драмкружках частей Красной армии. Советская общественность достойно оценила плодотворную деятельность К. В 1923 ему присуждено звание героя труда, в 1926 (20-летний юбилей татарского театра) — звание народного драматурга Татарии; в 1929 К. отпраздновал 30-летний юбилей своей лит-ой деятельности.
Библиография: I. Оч бадбахет, Казань, 1902; Бахетсез егет, Казань, 1907; Бренче театр, Буляк учюн, Казань, 1907; Банкрот, Деджал, Казань, 1912; Безнен шахар серляре, Кайныш, Казань, 1913; Ойляням, Кондяш, Казань, 1918; Собр. сочин. (Буляк учюн, Бренче театр, Бахетсезегет), Казань, 1925; Хафивалау-иркям, Казань, 1928. II. Абдрахман Саади, История татарской литературы (на татарском яз.), Казань, 1926, стр. 114 и cл. С. Файзуллин. {Лит. энц.}