Каченовский Александр Львович
(1884 — ?) — арт. оперы (бас). Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. Обучался игре на скрипке (выступал в концертах), а также пению у Зарембо и Р. Нувель-Норди, затем в Париже у Каррэ. В 1908—09 выступал в "Опера комик" (Париж), позднее в Петербурге (Нар. дом, 1909, 1911 —16; Т-ре муз. драмы, с 1916), Киеве (1910—11), Харькове и Одессе (в 1920-х гг.). Обладал гибким, сильным голосом мягкого тембра, природной музыкальностью.
В начале сцен. деят-сти исп. была присуща манерность. 1-й исп. партий: Разина ("Стенька Разин и Персидская княжна"), Григория Суслова ("За серп и молот"); в Петербурге — Додона ("Золотой петушок"). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь на царя" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Пимен, Иван Хованский, Владимир Галицкий, Додон, Салтан;
Нилаканта, Мефистофель ("Мефистофель"). О партии Мельника один из критиков писал: "Он все время остается самобытным, старается вносить в свое исполнение оригинальные индивидуальные черты... Играл и пел артист с большим увлечением, поражая публику красотой своего могучего голоса". Др. партии: Руслан, Гремин, Томский, Стольник ("Галька"). Партнеры: А. Андреева-Шкилондзь, С. Волгин, Е. Воронец, Р. Горская, Ф. Деранкова, К. Исаченко, Ф. Орешкевич, Ф. Шаляпин.
Пел п/у М. Ипполитова-Иванова, А. Павлова-Арбенина, Н. Черепнина, М. Штеймана.
Выступал в камерных концертах, в к-рых исп. произв. рус. композиторов, в т. ч. "Два призрака" и "Война" Ц. Кюи, "Раек" и "Семинарист" М. Мусоргского.
Композитор С. Кашеваров посвятил певцу романс "Последние листья". Записывался на грампластинки; нек-рые архив. записи К. — музей Большого т-ра. Лит.: X. Z. А. Л. Каченовский // Новости сезона. 1909. 28 ноября. № 1866; Яновский Б. "Золотой петушок" (15-летний юбилей А. Л. Каченовского) // Театр. газета (Харьков). 1924. № 11. С. 2; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций. 1905— 1917. — Л., 1975. С. 267—268.