Кабанихин Анатолий Васильевич
— гитарист, выдающийся музыкальный педагог.
Родился 14 апреля 1919 года в селе Воецкое Симбирской губернии в бедной крестьянской семье. "В нашем селе в ходу была только балалайка, — вспоминал позднее А.В. Кабанихин. — Впервые я услышал ее у соседа, затем стал понемногу у него учиться.
Только с переездом во Фрунзе полюбил гитару и она стала для меня родным инструментом". Во Фрунзе семья перебралась в 1929 г., уже оттуда в 1935 году Анатолий Кабанихин уехал в Москву в надежде получить музыкальное образование.
Музыкальный техникум им. Октябрьской революции был единственным в стране, в котором было отделение русских народных инструментов, в число которых входила и испанская шестиструнная гитара, однако брали в него только москвичей и жителей области.
К радости юноши, директор В. Ревич допустил его к экзаменам и даже дал денег из директорского фонда на жизнь в столице.
В те годы там преподавали великолепные музыканты: Н. Речменский — дирижирование;
К. Щедрин (отец Родиона Щедрина) — музыкальную литературу;
И. Способин — сольфеджио и гармонию.
К занятиям Анатолий Кабанихин относился очень серьезно.
Были дни, когда он репетировал по 14 часов в сутки, в основном, самостоятельно (в училище ходили один раз в неделю).
Вскоре по своему мастерству он стал превосходить выпускников училища и его даже прозвали "Кабанини" на манер Паганини.
В 1936 году А.В. Кабанихину, тогда еще студенту-первокурснику, посчастливилось быть одним из участников встречи с Андресом Сеговией, организованной его преподавателем Петром Агафошиным.
Это был последний приезд знаменитого гитариста в Россию. "Игра Сеговии являлась своего рода прорывом гитары на большую сцену, так как до этого музыкальный мир относился к ней скептически.
Пианист К. Игумнов, профессор Московской консерватории, после общения со знаменитым гитаристом говорил своим ученикам: ''Послушайте Сеговию, и вам станет намного яснее, как исполнять Баха'' " (А. Кабанихин).
Закончить училище Кабанихину не удалось — были отменены все отсрочки и в 1939 г. его забрали в армию, хотя и на музыкальное поприще: как раз в это время Зиновий Дунаевский при содействии своего брата Исаака создавал военный ансамбль НКВД — огромный коллектив, насчитывавший около трехсот человек.
В него входили оркестр народных инструментов, джаз-оркестр под управлением Ю. Силантьева, хор, танцевальная и актерская группы под управлением М. Тарханова.
Сценарии писали И. Добровольский и вызволенные из ссылки авторы кинокомедии "Веселые ребята" М. Вольпин и Н. Эрман. Постановками руководил С. Юткевич, народный артист СССР, автор фильмов "Человек с ружьем" и "Встречный". Музыку сочинял Д. Шостакович.
Описывая это время А.В. Кабанихин говорит: "Мы составляли конкуренцию даже Краснознаменному ансамблю песни и пляски, так как наша программа выгодно отличалась большей полнотой.
Много гастролировали.
Были у нас очень удачные работы.
Например, спектакль "По родной земле" ставился более 300 раз. Во время войны наш ансамбль обосновался в Москве в клубе им. Ф. Дзержинского.
Я играл на домре и был концертмейстером, но иногда в спектакле удавалось сыграть и на гитаре.
Гитара не одобрялась.
Я занимался в основном урывками в умывальнике.
Кафельные стены обеспечивали потрясающую акустику.
Ни у меня, ни у А. Иванова-Крамского допуска к сольным выступлениям не было. П. Агафошин, открывший класс гитары в нашем музыкальном техникуме, рисковал стать кандидатом во "враги народа". Во время войны я с этим ансамблем побывал на многих фронтах, а в 1943 г. два с половиной месяца провел в блокадном Ленинграде.
Я испытал все то, что испытали ленинградцы во время блокады: падал от голода в обморок, по трое суток не ел. Хорошо помню дневную норму — со спичечный коробок кусочек хлеба, сделанный из отрубей и березовой муки. Мы его не ели, а глотали, не отходя от раздаточного окошка". В 1943 году А.В. Кабанихин в числе других специалистов по инструментовке был привлечен к работе в конкурсе на лучший гимн Советского Союза. В задачу входила инструментовка и представление в исполнении хора вариантов гимна, поданных на конкурс.
Всего таких гимнов было около двухсот, 6 из них инструментовал Кабанихин.
На момент окончания училища гитара в СССР была если и не запрещена, то не приветствовалась.
Руководители всевозможных концертных организаций и филармоний относились к ней плохо, поэтому как гитаристу А.В. Кабанихину больше всего довелось работать на кинохронике, что давало основной заработок.
Он много и концертировал.
Ездил в Сибирь, на Байкал, в Среднюю Азию, выступал на радио. Его партнерами были И. Дунаевский, Л. Утесов, А. Нежданова, С. Козловский, М. Бернес и многие другие.
Озвучивание кинофильмов, в том числе и ленты "Два бойца", приносило музыканту, по его признанию, необыкновенную радость.
К сожалению, кинофильмов, в которых записана игра Кабанихина, сейчас осталось немного.
Это, пожалуй, только "Два бойца" и "Простая история". Остальные забылись.
Довелось озвучивать много картин, связанных с политическими деятелями, например, с Я. Свердловым.
С актерами театра им. Е. Вахтангова принимал участие в сборных концертах, правда, играть должен был за сценой, так как открытая игра на гитаре была запрещена по причине аполитичности этого инструмента.
В 1948 году творчество многих композиторов ( Д. Шостаковича, А. Прокофьева, Ю. Шапорина, А. Хачатуряна и др.) было объявлено чуждыми и непонятными народу.
В опалу попала и гитара.
Травля повлекла за собой репрессии, увольнения с работы.
А.В. Кабанихину, А. Иванову-Крамскому и многим другим не удалось найти работу по своей основной специальности.
В конце концов ему пришлось поступить в оркестр Н. Осипова в качестве домриста, где он проработал в общей сложности 14 лет. Гитару с собой брал только для занятий, но иногда удавалось играть на радио во время гастролей в Куйбышеве, Фрунзе, Ташкенте. "Амнистия" пришла в 1957 году, и А.В. Кабанихин с А.М. Ивановым-Крамским провели конкурс гитаристов-исполнителей во время международного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Интерес молодежи к гитаре превзошел все ожидания.
В 1961 г. А.В. Кабанихин открыл класс шестиструнной гитары в училище им. Гнесиных.
Одним из первых учеников был Б. Хлоповский, к сожалению, рано ушедший из жизни. Потом преподавал гитару и инструментоведение в Московском институте культуры.
Добрая треть педагогов 150 московских музыкальных школ — ученики А.В. Кабанихина.
Более тридцати лет руководил ансамблем гитаристов 1-го подшипникового завода.
А.В.Кабанихин награжден орденом Отечественной войны второй степени и семью военными медалями, медалью "Ветеран труда" и медалью Ломоносова, которой был награжден в МГУ, где тоже преподавал в течение нескольких лет. Несмотря на почтенный возраст и перенесенную тяжелую операцию на ноге, Анатолий Васильевич продолжает давать уроки у себя дома, руководит ансамблем.
Нет ни одной строчки, имеющей какое-либо отношение к его любимому инструменту, которую бы он не прочитал.