Южин Александр Иванович
(псевдоним князя Сумбатова; 1857—1927) — актер, драматург, народный артист республики (с 1922), из грузинской семьи; окончил Петербургский ун-т (юридический факультет).
Против воли отца стал актером с конца 70-х гг. в любительских труппах Петербурга, с 1881 — в московском театре А. Бренко, с 1882 и до· конца жизни — в Малом театре (с 1909 его руководитель).
Современник эпохи революционного народничества, Южин, воплощая героические образы классического и романтического репертуара Шиллера, Шекспира, Гуцкова, Гюго и др., вкладывал в них идейные стремления передовых слоев либеральной интеллигенции (80—90-х годов), задыхавшейся в тисках политической реакции.
Враг актерского "нутра", формулы — "гений и беспутство", Южин принадлежал к школе актеров интеллекта, отличавшихся строгой продуманностью сценического образа и тщательной проработкой его. Он был одинаково силен как в трагических, так и в комедийных образах (напр., Гамлет, Фамусов).
Ю. полагал смысл театра в том, чтобы "быть сгущенной жизнью, местом художественного воплощения борьбы человеческих характеров, учреждений, понятий". Этим принципам Ю. был верен и как драматург.
Несомненно однако, что эти принципы окрашивались Ю. в его драматургии психоидеологией той части либерального дворянства, которая не могла дольше терпеть самодержавия, но и не мирилась с капитализмом как системой, ломавшей старую романтику.
Этим объясняется, что Ю. в своих пьесах отражал современную ему действительность, обнажая язвы капитализма, прогорающего барства, правящей бюрократии, буржуазной интеллигенции, подчеркивая злое действие "власти денег", полной "зверства, насилия, корысти, разврата, ненависти и вечной лжи". Написанные сценическим языком, в каноне традиций драматургии Островского, и не без влияния в последних пьесах чеховских приемов, пьесы Южина ("Цепи", 1886, "Джентльмен", 1897, "Закат", 1899, "Ночной туман", 1916, и др.) составляли излюбленный репертуар столичных и провинциальных театров, шли на грузинском и армянском яз., были переведены на иностранные языки (нем., франц., чешский и др.) и ставились в театрах Зап. Европы.
Кроме бытовых пьес на современные темы у Ю. имеется три исторических драмы: "Царь Иоанн IV", 1884—85, "Старый закал", 1895,, "Измена", 1903;сюжет последней — "культурная борьба Грузии за христианский гуманизм, свободу женщины, человеческое достоинство и народность". После Октябрьской революции Ю. остался на своем посту директора Малого театра, считая, что должен и может принимать участие в строительстве новой жизни. Но чуждый классовому мировоззрению пролетариата, Ю. мог воспринимать революцию лишь поверхностно, внешне.
Этим объясняется то, что, не противодействуя новой тематике, Ю. цепко держался за традиционные театральные формы. Н. Бродский.
Произведения Ю.: Полное собрание сочинений А. И. Сумбатова, Т. I — IV, М., 1900—09. Из позднее написанного Ю.: "В мощных объятиях" (общие очертания 117 лет русско-грузинского объединения), П., 1919; Культура театра, журнал "Культура театра", М., 1921, № 1; Малый театр в его подлинных традициях (там же, № 3) и ряд статей в журнале "Театр и искусство" и др. Лит.: Эфрос П., А. И. Южин (1882—1922), М., 1922; Сакулин П. Н., Театр А. И. Сумбатова, Берлин, 1927; А. И. Южин (сб. статей А. В. Луначарского, Э. Веснина и др.), М., 1922; Кугель А. Р., Профили театра, М., 1929; Московский Малый театр, 1824—1924, Москва, 1924. Южин, Александр Иванович (Сумбатов).
Род. 1857, ум. 1927. Актер, драматург.
Дебютировал на театральной сцене в 1876 г. Играл в московском Малом театре (с 1882 г.). После Октябрьской революции был директором Малого театра.
Почетный член РАН (1917). Народный артист РСФСР (1922).