Юз Джон
— основатель и директор завода Новороссийского общества (Юзовского завода), крупный деятель в деле водворения железного производства в России.
Англичанин по происхождению, Ю. родился в 1814 г. в гор. Мертире, в Южном Валлисе, и был сыном инженера, стоявшего во главе одного из металлургических заводов.
Получив прекрасное домашнее образование Ю. поступил на завод Кафартера, где в то время служил его отец. Ознакомившись на этом заводе практически с металлургическим делом, он перешел на завод Еббевеля, а затем основал свою механическую фабрику в Ньюпорте.
При своих недюжинных способностях он быстро поставил дело на твердую ногу. К этому времени относится устройство им первой в Англии подъемной машины прямого действия.
Поступив затем в конце 1850-х годов на железопрокатный завод Миллволь, он уже в 1800 г. был назначен его директором.
Здесь, между прочим, им были изобретены известные "юзовские" лафеты для дальнобойных орудий.
Затем по мысли Ю. завод Миллволя занялся приготовлением брони для обшивки судов и фортовых укреплений.
Около того времени русское правительство решило укрепить броней форт "Константин" в Кронштадте и по этому поводу вошло в переговоры с английским заводом Миллволя.
Во время этих переговоров Ю. близко сошелся с генералом Тотлебеном и полковником Герном.
Последний предложил ему принять на себя исполнение договора, заключенного в 1868 г. с кн. Кочубеем, по которому кн. Кочубей взялся построить на юге России завод для выделки железных рельсов.
Ю. поехал в Новороссию, осмотрел залежи каменного угля и железной руды, затем вернулся в Лондон, составил солидную компанию из английских и русских капиталистов и принялся за устройство завода в Бахмутском уезде, Екатеринославской губернии.
В январе 1872 г. начала уже действовать первая доменная печь, а через год начата была уже и выделка железных рельсов.
Между тем министерство Путей Сообщения решило не употреблять более железных рельсов и постановило заменить их стальными.
Новый завод, или, вернее, его директор Ю., принялся за выделку из местных материалов стальных рельсов и в 1879 г. выпустил такие рельсы, которые не только не уступали, но даже превосходили своим качеством рельсы английских заводов.
Переселившись в Россию со всей семьей, Ю. скоро полюбил новое свое отечество и искренно желал ему промышленных успехов.
Особенно старался он оживить юг России, предпринимая самые энергичные меры к расширению разработки каменного угля и железной руды. Постоянной его мечтой было добиться того, чтобы русский каменный уголь мог с успехом конкурировать с английским в Средиземном море, а русский чугун — в Петербурге.
Он уже с этой целью предполагал расширить производство своего завода и довести добычу каменного угля до 45 миллионов пудов в год, а выплавку чугуна до 15 миллионов.
Однако привести в исполнение этот план ему не пришлось.
Приехав в июне 1889 г. в Петербург по делам, касавшимся вышеупомянутого плана, он 16-го числа того же месяца внезапно захворал и на другой день скончался, имея 74 года от рождения.
Памятником 20-летней деятельности его на юге России остался прекрасно устроенный завод Новороссийского общества, около которого в этот период вырос целый город с 15000-ным населением. "Новости и Биржевая Газета", 1889 г., № 168. — "Сын Отечества", 1889 г., № 163. — "Новое Время", 1889 г., № 4779. — "Русский Календарь" на 1890 г., стр. 254. — "Всеобщий Календарь" на 1890 г., стр. 501. Е. Ястребцев. {Половцов}