Юшкевич Семен Соломонович
— талантливый писатель.
Род. в 1868 г., в зажиточной одесско-еврейской семье. Окончил в Париже медицинский факультет.
Дебютировал в печати рассказом "Портной" в "Русском Бог." 1897 г. В 1895 г. написал рассказ "Распад", но ни одна редакция не решалась его печатать.
Между тем именно этот рассказ, помещенный, наконец, в 1902 г. в "Восходе", создал Ю. известность.
После этого он помещал свои беллетристические и драматические произведения в "Мире Божьем", "Журнале для всех", "Образовании", сборниках "Знания" и др. Некоторые произведения Ю. переведены на немецкий и древнееврейский языки, а товариществом "Знание" изданы два тома его рассказов (СПб., 1906). В рассказе "Распад" Ю. показал, как разлагаются устои старой еврейской жизни, городской и буржуазной, распадается прежняя общественная жизнь, теряя сдержку внешней организации, еще оставшуюся от былой внутренней спайки: распадается и сильная до сих пор своим единством, своей моральной устойчивостью еврейская семья, не связанная никаким духовным верховным началом, исковерканная бешеной борьбой за жизнь. Образы этой борьбы — кошмар Юшкевича.
В "Ите Гайне", "Евреях", "Наших сестрах" он развернул потрясающую картину мира городских подонков, с его беспредельным горем, голодом, преступлениями, сутенерами, "фабриками ангелов", вошедшей в быт проституцией.
Ю. любит находить здесь образы возвышенные, чистые среди облипшей их грязи, романтически приподнятые.
Эта приподнятость и надуманность — враг его реализма.
Многие его произведения, в общем недурно задуманные (драмы "Голод", "Город", рассказы "Наши сестры", "Новый пророк") местами совершенно испорчены манерностью, которая в погоне за какой-то особенной правдой жизни отворачивается от ее элементарной правды.
Но даже в этих произведениях есть просветы значительной силы и подкупающей нежности.
Особенно характерен для внутренних противоречий дарования Юшкевича язык его действующих лиц, то грубо переведенный с "жаргона", на котором говорит еврейская народная масса, то какой-то особенный, риторически высокопарный.
В драмах Юшкевича слабо движение, а действующие лица, характеризуемые не столько поступками, сколько однообразно-крикливыми разговорами, индивидуализированы очень мало. Исключение составляет последняя драма Юшкевича "Король", имеющая сценические и идейные достоинства.
Писатель национальный по преимуществу, Юшкевич по существу далеко не тот еврейский бытописатель, каким его принято считать.
Его сравнительно мало интересует быт, он, в сущности, не наблюдатель внешних житейских мелочей и охотно схватывает лишь общие контуры жизни; оттого его изображение бывает иногда туманно, грубо и безвкусно, но никогда не бывает мелко, незначительно.
С другой стороны, чувствуется, что изображение еврейства не является для него этнографической целью: еврейство Юшкевича — только та, наиболее знакомая ему среда, в которой развиваются общие формы жизни. А. Горнфельд. {Брокгауз} Юшкевич, Семен Соломонович — беллетрист Род. в 1868 г. в Одессе; в Париже окончил медицинский факультет.
Ю. дебютировал рассказом "Портной" в "Русском богатстве" (1897); написанная им до того (1895) большая повесть "Распад" появилась лишь в 1902 г. (в "Восходе"); здесь внимание Ю. сосредоточено на тех социальных и экономических факторах, которые расшатали и разрушили старые устои еврейской жизни. Изменившиеся под напором этих сил старозаветные, чисто патриархальные отношения вызвали распад еврейской семьи, прочной до того своей духовной связью.
Развал еврейской среднемещанской семьи Ю. и рисует в "Распаде", а в целом ряде последовавших произведений: "Ита Гайне", "Евреи", "Наши сестры" и др., автор воспроизводит процесс разрушения семейных устоев, завершающийся в низших слоях общества.
Особенно рельефно выдвигается y Ю. нивелирующее действие социальной жизни современных крупных промышленных центров: уродуя и обесцвечивая человеческую личность, она в то же время сглаживает национальные особенности.
Основной фон большинства повестей Ю. — окраина большого города.
С беспощадной суровостью, спокойно и уверенно автор развертывает ужасающую картину человеческой нужды и безысходного горя, и повести Ю. производят сильное впечатление, несмотря на то, что они часто страдают вычурностью.
Эти изъяны особенно выступают в тех случаях, когда автор от внешних форм социальной жизни переходит к укладу внутреннего еврейского быта с его веками установившимися традициями и воззрениями.
Как сын "периода распада", сам автор уже вырос вне сферы традиционного еврейства, и ему мало понятен духовный мир последнего; поэтому у Ю. все старозаветные типы не реальны.
Недостаточное знание среды, преобладание упрощенной и тенденциозной схемы, при известном пристрастии к эффектам. обусловливают неровность в художественном творчестве Ю. Наряду с написанной в мягких элегических тонах пьесой "Miserere", с успехом разыгрываемой труппой московского Художественного театра, Ю. написал такие антихудожественные вещи, как "В городе" и "Похождения Леона Дрея". За пьесой "Король", где дается выпуклая картина борьбы промышленного капитала с рабочим классом, последовали "Деньги" и "Комедия брака", которые являются не "комедиями нравов", как их называет автор, а фарсами.
Полное собрание сочинений Ю. вышло в изд. "Знание" в 8-ми томах. Некоторые произведения Ю., как пьесы "Голод", "Король", "Комедия брака" и др. имеются и на жаргоне. — Ср.: С. Цинберг, "Бытописатель распада" ("Евр. жизнь", 1904, VI); id. "Ассимилированный бытописатель еврейства" ("Евр. мир", 1910, I); А. Горнфельд, в Энц. Слов. Брок.-Ефр., 4 т. доп. С. Ц. {Евр. энц.} Юшкевич, Семен Соломонович (1868—1927) — беллетрист; родился в Одессе.
По образованию — медик (учился в Париже).
Последние годы жизни (с 1920) провел за границей.
Популярность Ю. до Октябрьской революции объяснялась тем, что он был по преимуществу бытописателем городских окраин.
Его излюбленные герои — мелкие торговки, проститутки, воры, разносчики, бедняки-ремесленники, работницы и в особенности еврейская беднота.
Некоторые произведения Ю. (напр. "Леон Дрей", "Комедия брака") дают — в сатирическом преломлении — быт еврейской буржуазии.
Типичный мелкобуржуазный, леворадикальный писатель с платоническим сочувствием к революционному социализму, Ю. в своих произведениях не идет дальше жалостливости, неопределенной тоски о "прекрасной жизни", о свободе, мечтаний о раскрепощенной творческой личности и т. д., которыми зачастую пропитаны его повести с их тяготением к модернизму, романтической приподнятостью и декламационным пафосом.
Несмотря на это проза Ю. довольно широко рисовала предреволюционную действительность, обличала темные стороны режима реакции.
Особенно волнующее впечатление производило описание еврейских погромов.
Значительным, успехом пользовались драмы Юшкевича (в частности, "Король"), пьеса "Miserere" шла на сцене Художественного театра.
Сочинения Ю. (полное собрание) в 12 тт. (тт. I — VI, изд. "Просвещение", Петербург, 1910—11; последующ. "Жизни и знания", Петроград, 1914—18); избранные сочинения, 3 тт., Москва — Ленинград, 1928. Многие произведения Ю. выдержали по нескольку отд. изданий.
Роман "Леон Дрей", отд. изд., М., 1929. Ряд произведений Ю. последнего периода вышел за границей: сборники рассказов: "Автомобиль", Париж, 1922; "Голубиное царство", Берлин, 1923; "Улица", Берлин; пов. "Дудка", Берлин, 1922; роман "Эпизоды", где дана картина гражданской войны на юге, Берлин, 1923, переиздано ЗИФ, М., 1926 (с предисл.
Л. Авербаха), и т. д. Лит.: Коган П., Очерки по истории новейшей русской литературы, т. III, вып. 1,М., 1910; Чуковский К., От Чехова до наших дней, 2 изд., СПб, 1908; Львов-Рогачевский В., Русско-еврейская литература, М., 1922; подр. см. у Владиславлева И., Русские писатели, 4 изд., М.—Л., 1924; его же, Литература великого десятилетия, Москва—Ленинград, 1928. П. Коган.