Юмашев Андрей Борисович

(31.03.1902—20.05.1988) — летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1937), генерал-майор авиации (1943). Участник Гражданской войны. В авиации с 1923 г. С 1927 г. на испытательной работе. 12—14 июля 1937 г. вместе с М. М. Громовым и А. С. Даниловым совершил перелет по маршруту Москва—Северный полюс—Сан-Джасинто (США), установив мировой рекорд дальности полета по прямой.

Во время Великой Отечественной войны командовал полком, корпусом, был зам. командующего ВА, командующим авиацией Восточного фронта ПВО. С 1946 г. в запасе.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва.

Награжден медалью де Лаво (FAI). Почетный гражданин Лос-Анджелеса и Сан-Джасинто.

В Сан-Джасинто открыт музей и мемориал, посвященный перелету.

Юмашев, Андрей Борисович Род. 1902, ум. 1988. Летчик-испытатель.

Принимал участие в перелете экипажа М. М. Громова через Северный полюс в США (1937). Герой Советского Союза (1937). Юмашев, Андрей Борисович (31.3.1902—20.5.1988). Летчик-испытатель.

Родился в 31 марта 1902 года в Петербурге в семье служащего.

Русский.

Член КПСС с 1941 года. Учился в гимназии, реальном училище, художественной школе. В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию. Был артиллеристом.

Воевал на Южном фронте.

В 1923 году окончил Егорьевскую военную авиационную школу летчиков, в 1924 году — Борисоглебскую и Серпуховскую авиашколах.

Во время учения увлекся планеризмом.

Построил планер собственной конструкции, на котором в 1925 году на соревнованиях в Коктебеле завоевал одно из призовых мест. С 1927 года работал летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Одним из первых освоил полеты на большой высоте.

В 1936 году установил ряд рекордов высоты полета с грузом. 12 июня 1937 года в 3.23 экипаж в составе М. М. Громова, А. Б. Юмашева и С. А. Данилина стартовал на АНТ-25 с подмосковного аэродрома и взял курс на север. Первым за штурвал сел командир экипажа Громов.

Затем его сменил второй пилот Юмашев.

Вскоре погода испортилась и лететь пришлось вслепую.

При подходе к острову Колгуеву, где находился спортивный комиссар FAI, пришлось снизиться до 400 м, чтобы выйти из облаков.

Штурман Данилин сбросил вымпел и самолет продолжил свой путь. Менее, чем через сутки полета был пройден Северный полюс. Пройдя над территорией Канады, Юмашев взял курс на Тихий океан. Данилин наладил связь с Сан-Франциско, Лос-Анджелесом и другими городами.

Для ориентира американские радиостанции начали передавать русские мелодии.

Но вскоре погода снова испортилась: побережье окутал туман. Тогда экипаж принял решение лететь дальше на юг — до Мексики.

Но с земли поступила команда садиться в США. Начали искать подходящую площадку.

Вскоре в 3 км от города Сан-Джасинто летчики обнаружили поле, на котором паслось стадо коров. Громов взял управление на себя и с первого захода совершил посадку.

Пробыв в воздухе 82 ч. 17 мин. самолет преодолел 10148 км. Это достижение было зарегистрировано FAI как новый мировой рекорд.

После перелета экипаж совершил трехнедельное турне по американским городам, проведя множество официальных и неофициальных встреч с американцами.

В Вашингтоне состоялась встреча с президентом Рузвельтом.

Мэр Лос-Анджелеса объявил Громова, Данилина и Юмашева почетными гражданами города.

О перелете писали все газеты мира (кроме немецких: Геббельс запретил даже упоминать о перелете), оценивая перелет как важное достижение советской авиации.

Звание Героя Советского Союза Андрею Борисовичу Юмашеву 1 сентября 1937 года за этот перелет.

В 1937 году избран депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва.

В 1940—1941 годах был заместителем начальника ЛИИ. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Служил в авиации ПВО. Во время обороны Москвы командовал эскадрильей, затем 237-м истребительным авиационным полком.

Летом 1943 года назначен командиром истребительного авиакорпуса.

Ему присвоено звание генерал-майор авиации.

Участвовал в Курской битве, в освобождении Крыма. Позже был заместителем командующих 1-й и 3-й воздушных армий, командующим ВВС Восточного фронта ПВО. С 1944 года был начальником управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС. В 1946 году по состоянию здоровья ушел в отставку.

Жил в Алупке, занимался художественным творчеством.

В 1946 году принят в Союз художников СССР. Вместе с художником Фальком совершил ряд поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, портреты людей Востока.

Организовал четыре персональные выставки своих работ (пятая состоялась уже после его смерти в США в музее города Сан-Джасинто и была посвящена 50-летию перелета экипажа Громова).

Награжден 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями, в том числе медалью де Лаво (FAI). Почетный гражданин городов Лос-Анджелес и Сан-Джасинто.

Его именем названа улица в городе Славянске Донецкой области.

Умер 20 мая 1988 года.