Юдин Сергей Петрович
[26. 6(8. 7). 1889, Москва — 5. 7. 1963. там же] — арт. оперы (лирич. тенор, режиссер и педагог.
Засл. арт. РСФСР(1933). В 1900—Обучился в Моск. высшем техническом уч-ще, затем до 1910 — в Уч-ще живописи, ваяния и зодчества.
Одновременно брал уроки пения у Г. Алчевского и А. Додонова.
В 1911—14 и 1919—41 солист моcк. Большого т-ра (дебютировал в партии Баяна). В 1914—19 солист Оперы С. Зимина (с 1917 — Опера Моск. Совета рабочих и солдатских депутатов).
Всезоне 1914/15 гастролировал в Казани.
Обладал сильным голосом мягкого тембра, отточенной вокальной техникой, артистизмом исп. Мастерски владел фальцетом.
Голос певца отличался так наз. "двухтембровостью" (был близок по характеру к тено-ру-альтино): в верхнем регистре приближался к сопрановому звучанию, в нижнем — к баритональному.
Репертуар певца включал св. 30 партий (лирич., острохарактерные, лирико-драм.). 1-й исп. в Москве партии Петра Андреевича ("Капитанская дочка"). Лучшие партии: Звездочет, Ленский, Берендей, дед Щукарь, Ромео ("Ромео и Джульетта"), Фра-Дьяволо.
Надир. Др. партии: Баян, Вагоа, Владимир Игоревич, Синодал, Индийский гость, Левко ("Майская ночь"), Моцарт, Владимир Дубровский, Мури, Эрекле;
Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини).
Фауст ("Фауст"), Герцог ("Риголетто"), Альфред ("Травиата"), Рудольф ("Богема"), Кавалер де Грие ("Манон"), Джеральд, Леопольд, Канио, Лоэнгрин;
Рылеев. Партнеры: Г. Бакланов, В. Барсова, Д. Головин, Н. Кошиц, А. Нежданова, Ф. С. Петрова, Г. Пирогов, Н. Сперанский, Ф. Шаляпин.
Наряду с оперной и конц. деят-стью в 1920— 21 вел режиссерскую работу с группой молодых певцов в Большом т-ре. В филиале т-ра поставил оперы "Богема", "Севильский цирюльник" Дж. Россини, "Риголетто". В 1933—35 помогал группе молодых солистов Большого т-ра в работе над операми "Паяцы", "Риголетто", "Моцарт и Сальери". В 1941—44 режиссер-постановщик в филиале Большого т-ра, где поставил "Севиль-ского цирюльника", "Тоску", "Дубровского". В 1943— 49 режиссер и вокальный рук. Моск. гор. оперной студии, где поставил оперы "Евгений Онегин", "Царская невеста" и "Риголетто". С 1930 вел вокально-пед. деят-сть в самодеятельных коллективах.
В 1936—39 худож. рук. и педагог самодеятельного коллектива в моcк. Клубе железнодорожников.
В 1938 проводил вокальные занятия с бойцами Красной Армии. В 1948— 63 преподавал в Моск. конc. (в 1953 доцент, с 1954 и. о. проф.). Среди учеников — А. Мищевский.
В. Петров, Г. Пищаев, В. Попов, В. Райцев, А. Сакулин, И. Скобцов, В. И. Тимохин, Н Тимченко.
Записывался на грампластинки (15 произв.) в Москве ("Пате". 1913; "Бека". 1914). Автор вокально-методич. работ и статей, сценария оперы "Прорыв" С. Потоцкого.
Соч.: Блестящий, славный путь. (Воспоминания о Л. В. Собинове) // Правда. 1934. № 290; Друг певца. (Деятельность дирижера В. В. Небольсина в ГАБТ) // Сов. артист. 1940. № 38; Певец и голос. — М.; Л., 1947; Ф. И. Шаляпин в партиях Олоферна и Сальери // Сов. музыка. 1962. № 9; Формирование голоса певца. — М., 1962. Лит.: Петров Ф. Л. Юдин в роли Щукаря // Сов. артист. 1938. № 23; Памяти ушедших, / Сов. музыкант. 1963- 25 сент; Федор Иванович Шаляпин: Воспоминания оФ. И. Шаляпине. —М., 1977. Т. 2. С. 416—418.