Иванов Вячеслав Григорьевич
(р. 11.11.1927) — спец. в обл. филос. и методологии науки, проф. Род. в д.Фалилеево Ленингр. обл. В 1960 закончил филос. ф-т ЛГУ, заочную асп. того же ф-та (1965). С 1960 работал асс. в Технологич. ин-те, а с 1962 — в ЛГУ. С 1972 — проф. Ленингр. кафедры филос. АН СССР. С 1979 —зав. кафедрой диалектич. материализма филос. ф-та ЛГУ, а с 1987 по наст. вр. — проф. кафедры онтологии и теории познания этого же ф-та СПбГУ. Заслуженный работник Высшей школы РФ. Действ. чл. Санкт-Петерб. академии истории науки и техники.
Докт. дисс. — "Принцип детерминизма и физическое познание" (1976). В своих работах И. доказывает, что принцип детерминизма выполняет в науке роль нескольких методол. стандартов — идеала научности, нормы строгости науч. описания, особой мировоз-зренч. установки,— в каждом из к-рых он имеет свое особое содержание.
Считает, что трудности, возникшие в понимании детерминизма как нормы строгости описания, Не затронули др. его сторон.
В то же время рост опосредованности познания не оставляет надежд на элиминацию указанных трудностей.
Мировоззрение рассматривается И. как особая, присущая только человеку, ментальная установка, опосредующая принятие решений в условиях неопределенности.
Содержательно она включает в себя совокупность (систему) знаний и представлений, имеющих силу внутр. убеждения, о мире и месте в нем человека.
Осн. функция мировоззрения — оценочно-ориентировочная.
Мировоззрение индивида включает стихийно складывающуюся установку, к-рая опирается на его личный опыт и на осознаваемое им кредо, сложившееся под влиянием обществ. сознания.
Индивидуальная установка может выступать как активная жизненная позиция, как потребительство или как скептицизм.
Важнейшей компонентой мировоззрения (наряду с самосознанием в форме партицинации и индивидуации) выступает картина мира. Это понятие выражает представление о мире, космосе человечества, обосновывает смысл жизни человека на Земле и его истории, идеалы и цели его бытия, обусловленность соц. порядка и справедливости всем мировым порядком.
Представление о мироздании всегда связано с определ. человеч. общностью, культурой, ист. временем, без чего утрачивает свою мировоззренч. значимость.
Соч.: Детерминизм в философии и физике.
Л., 1974; Причинность и детерминизм.
Л., 1974; Физика и мировоззрение.
Л., 1975; Детерминация научного поиска. [В соавт.]. Л., 1978; Мировоззрение и активная жизненная позиция. [В соавт.]. Л., 1983; Диалектика становления научного миропонимания // Человек, наука, природа.
Л., 1986; Проблема мироздания в науке и культуре. [В соавт.]. Л., 1994; Основы онтологии. [В соавт.]. СПб., 1997; Лейбниц о проблеме множества миров // В. СПбГУ. 1999. Сер.6. Вып.1; Воспитание ненасильственного отношения к миру, к людям и к себе. [В соавт.]. СПб., 2000.