Иванов-Борецкий Михаил Владимирович
род. 4 (16) июня 1874 в Москве, ум. 1 апр. 1936 там же. Теоретик музыки, композитор.
В 1896 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. По композиции занимался у Н. С. Кленовского (1894—1896, Москва) и Н. А. Римского-Корсакова (1898—1900, Петербург).
В 1901—1905 изучал историю музыки в конс. во Флоренции у А. Фалькони.
С 1905 в Москве.
Читал лекции на Пречистенских рабочих курсах, принимал участие в работе Моск. симф. капеллы.
Один из учредителей об-ва "Муз.-теоретическая библиотека". С 1921 действ. член ГИМНа (также секретарь ученого совета), позднее ГАХНа и ГАИСа. С 1922 проф. Моск. конс., рук. организованного по его инициативе в 1923 муз. научно-исслед. отд. конс. (МУНАИС), в 1929—1930 проректор по учебной части, в 1932—1934 рук. историко-теоретич. кафедры и ин-та аспирантуры.
И.-Б. сотрудничал в Энциклопедич. словаре Гранат, рус. издании Муз. словаря Римана, 1-м изд. БСЭ. С 1908 выступал в муз. и общей периодич. печати.
В 1925—1931 член редколлегии журн. "Муз. образование". Автор опер "Адольфина" (пост. 1908), "Ожерелье Афродиты", "Колдунья" (1915, пост. 1918), "Праздник электричества", народно-муз. балагана "Царь Максимилиан" (совм.. с В. А. Багадуровым, С. Л. Толстым и др.), симф. сюиты, ф-п. трио, струн. трио, хоров, романсов.
Соч.: Палестрина.
М., 1909; Очерк истории мессы. М., 1910; Жоскин де Прэ. М., 1910; Гендель.
М., 1910; Шуман. М., 1910; Мендельсон.
М., 1910; Таблицы по общей истории музыки, таблица первая.
М., 1924; "Кармен", опера Бизе. М., 1924; Первобытное музыкальное искусство.
М., 1925, 2 изд. 1929; Пять лет научной работы Государственного института музыкальной науки (ГИМНа). 1921—1926. М., 1926; Бетховен (К 100-летию со дня смерти. 1827—1927). М., 1927; Музыкально-историческая хрестоматия, вып. 1—3. М., 1929, 2 изд., доп. и перераб., т. 1—2. М., 1933—1936; Материалы и документы по истории музыки, т. II, XVIII век (Италия, Франция, Германия, Англия).
М., 1934. Иванов-Борецкий, Михаил Владимирович Род. 1874, ум. 1936. Композитор, музыковед, специалист по историческому музыковедению (зарубежная музыка Возрождения, зарубежная музыка XVII—XVIII вв.). Ученик Н. А. Римского-Корсакова, А. Фалькони.
Один из основателей общества "Музыкально-теоретическая библиотека", участвовал в работе Московской симфонической капеллы и др. С 1922 г. профессор Московской консерватории, создал ее научно-исследовательское отделение (1923). Автор опер, симфонических, камерно-инструментальных и вокальных произведений.