Иванов Андрей Иванович
— профессор исторической и портретной живописи.
Род. 18 декабря 1772 г. в Москве, умер 12 июля 1848 г. в Петербурге от холеры.
Сын неизвестных родителей, он был принят в Академию Художеств из Воспитательного дома в 1779 году и был учеником известного Угрюмова.
Награжденный, при окончании курса, двумя серебряными медалями в 1795 и 1796 гг. и первою золотою за "Жертвоприношение Ноево" в 1797 г., он получил, вместе с аттестатом 1-й степени и званием художника 14-го класса, право на заграничное пенсионерство, но по обстоятельствам того времени не мог быть отправлен в чужие края и потому, оставшись в Петербурге и обзаведясь семьей, поступил преподавателем рисования в Академию (1798). В 1800 г. он признан "назначенным в академики", в 1802—академиком за исполнение программы " Адам и Ева по изгнании из рая" и зачислен в адъюнкт-профессоры, в 1806 г. назначен советником и профессором — за исполнение программы "Сражение русского воина Мстислава Удалого с печенегом Редедею" (1812, находится теперь в Эрмитаже); наконец в 1812 г. он был помещен на вакансию младшего профессора живописи.
Сделавшись впоследствии старшим профессором, вышел в отставку в 1831 г.; он успел образовать немало хороших художников, в том числе известных К. Брюллова и Александра Иванова — своего старшего сына. Андрей Иванов всегда считался художником с дарованием, старательным, трудолюбивым и весьма полезным в качестве преподавателя, но обращал на себя внимание не столько своими произведениями, сколько академическою службою.
Главными его работами были образа для церквей Михайловского замка ("Моление о чаше"), Конногвардейского полка (1803), больницы для бедных — половина иконостаса и запрестольный образ "Воскресение Христово" (1804), Казанской Божией Матери (10 местных образов 1804—12), Конюшенного ведомства (северные и южные двери в иконостасе с двумя образами над ними, 1823), русской миссии в Пекине (14 образов для иконостаса и плащаница, 1823), Измайловского полка (плащаница), Спаса Преображения (6 образов с изображениями 12-ти апостолов и 4-х московских святителей), 1-го Карабинерного полка (запрестольный образ "Снятие со Креста" и 4 местных) — все 1826—30 гг., а также для соборов: Александровского в Варшаве "Преображение Господне" и "Сошествие Св. Духа" (1835—36), Сионского в Тифлисе: "Пророк Моисей", (1836—37) и для церкви Академии Художеств ("Положение во гроб" и "Малая плащаница" 1837—38). Кроме того, им исполнены были: "Парящая Афина", альфреско на стене чугунной лестницы в Академии Художеств, эскиз "Благодарность Христу одного прокаженного из 10-ти исцеленных" и исторические картины "Смерть Генерала Кульнева" (1827) и "Петр Великий" (1837—1838), проект памятника императору Петру І в Полтаве (1845—46) и проч. Наконец в Московском Публичном и Румянцевском Музее есть еще историческая картина "Смерть Фивского вождя и друга Энаминондова Пелопида" и два портрета — художника и его жены в виде весталки, работы Андрея Иванова; в зале же заседаний Академического Совета сохраняется поколенный портрет его в натуральную величину, писанный И. С. Бугаевским-Благодарным на звание академика в 1824 г. — Чрезвычайно любопытные письма его к сыну, А. А. Иванову, заключающие ценные данные о их взаимных отношениях, напечатаны к "Русск. Худож. Арх.", за 1892 г. "Сборник матер. для истории Имп. Ак. Худ.", ?. ?. Петрова, т. І и II и "Указатель" к нему, А. Е. Юндолова. "Журнал изящных искусств", В. И. Григоровича 1823, 36 и 424—426. "Отчеты Акад. Худ.": 1828—30, 1836—37, 1837—38, 1842—43 и 1845—46 гг. "Каталог карт. галереи Имп. Ак. Худ." А. И. Сомова, 1872, І, 163; А. П. Новицкий, "Худож. галерея Моск. Публ. и Румянц.
Музея", 1889 г. 158. Н. Собко. {Половцов} Иванов, Андрей Иванович (1775—1848) — исторический живописец, в возрасте 6 лет был привезен в СПб. и определен учеником в Имп. Акад. художеств.
Здесь главным его наставником в живописи был Г. Угрюмов.
Окончив курс в 1797 г. с большой золотой медалью, за картину: "Жертвоприношение Ноя", он был оставлен при академии пенсионером и чрез год определен преподавателем рисования в ее классах.
В 1800 г. признан назначенным в академики, в 1803 г. занял в академии должность адъюнкт-проф. исторической живописи и получил звание академика за картину "Адам и Ева с детьми" (наход. в музее Акад.). В 1806 г. повышен в советники, а в 1812 г., за картину "Единоборство кн. Мстислава Удалого с Редедею" (наход. в музее Акад.) подучил степень проф. и стал преподавать историческую живопись.
Занимал эту должность до 1831 г. Произведения этого художника, отличающиеся прекрасным рисунком и сильным, хотя и несколько резким колоритом, весьма уважались в свое время. Они принадлежат, главным образом, к религиозному роду живописи и украшают преимущественно петербургские храмы; таковы между прочим иконы в Казанском и Преображенском соборах, в Конюшенной црк. и в црк. Почтамта и Михайловского замка. Им написаны также иконостасы для церкви российской миссии в Пекине и для Сионского собора, в Тифлисе.
Из его исторических картин, сверх вышеупомянутых двух, можно указать еще на "Эпизод из осады Киева печенегами", в Имп. Эрмитаже, и на "Смерть Пелопида", в Московском публичном музее. В качестве проф. академии, он отличался уменьем передавать свои познания ученикам, из которых многие обязаны ему своими последующими успехами.
Он был наставником К. П. Брюллова и первым руководителем своего сына, одного из наиболее прославившихся русских живописцев, А. А. Иванова.
А. С—в. {Брокгауз}