Иванов Алексей Иванович
(30.03.1911—02.06.1964) — спец. по теории познания и эстетике; д-р филос. наук, проф. Род. в д. Каурово Рузского р-на Моск. обл. Окончил филос. ф-т МИФЛИ (1934), яп. ф-т Моск. ин-та востоковедения (1935), ВПА (1942). С 1936 — секретарь, с 1938 по 1940 — генконсул в консульстве в Сеуле (Корея). В 1941 защитил канд. дисс. в МИФЛИ по проблемам теории познания.
В 1943 во время службы в армии был арестован, репрессирован, провел 5 лет в заключении.
По освобождении из заключения был выслан из Москвы.
В 1954 И. реабилитирован.
С 1956 — зав. каф. филос. Саратовского ун-та, с 1960 — предс. Поволжского совета по координации и планированию научно-иссл. работ по гуманит. наукам.
Докт. дисс. — "Роль мировоззрения в творчестве писателя" (1961). Разрабатываемые проблемы и темы — идеальное, мировоззрение, творч., образное отражение.
Гл. идеи связаны с проблемой единства и специфики филос. и художеств. творч., необходимости анализа этих вопросов в их ист.-филос. традиции.
И. обосновывал идею несводимости художеств. сознания к теор. знанию, в связи с чем проблемы художеств. образа, типизации, стиля, языка искусства и литературы в его работах рассматривались в собственном содержании развития эстетич. творч. Искусство, т. о., предстает не обл. применения диалектики, а сферой ее существования, примером чему, в частности, служит творч. Софокла, Пушкина, Достоевского.
Филос. и искусство выступают как самостоятельные, но неразрывно связанные между собой стороны человеч. дух. деятельности.
Творч. писателя включает в себя соц. обобщения, филос. искания и выводы.
Мировоззрение является важнейшей составляющей личности художника, основой его творч., в процессе к-рого отражая наличное бытие, он прибавляет в своем отражении такие взаимосвязи и черты, к-рых нет в действительности, к-рые становятся прототипами будущих реальностей.
Большую роль при этом играет фантазия художника, к-рая изменяет предмет, придает целостность выражаемой идее произведения, создает красоту предмета и лишает его непосредственной конкретной определенности.
Мировоззрение писателя можно понять только путем анализа созданных им образов, всей ткани художеств. произведений, а не путем выведения из логич. категорий или собирания отдельных его высказываний по филос. проблемам.
Соч.: Формирование мировоззрения М.Горького // Уч. зап. Саратовского гос. ун-та. 1956; Развитие В.И.Лениным маркс. эстетики // Уч. зап. Саратовской гос. консерватории им. Л.В.Собинова. 1959; Роль мировоззрения в творчестве писателя.
Саратов, 1962. Иванов, Алексей Иванович Заведующий кафедрой терапии, профессор кафедры семейной медицины факультета послевузовского профессионального образования Московской медицинской академии; родился 25 марта 1927 г. в стан. Сиротинской Сталинградской области; окончил с отличием Военно-морскую медицинскую академию в 1956 г., доктор медицинских наук, профессор; полковник медицинской службы; 1956—1959 — врач-терапевт войсковой части; 1959—1968 — клинический ординатор, старший ординатор, младший научный сотрудник кафедры военно-морской и госпитальной терапии, преподаватель кафедры пропедевтики внутренних болезней Военно-медицинской академии; 1968—1976 — старший преподаватель кафедры терапии военно-медицинского факультета усовершенствования врачей при Центральном институте усовершенствования врачей; с 1976 г. — профессор кафедры кардиологии, заведующий 5-й кафедрой терапии Центрального института усовершенствования врачей; член-корреспондент РАЕН (1995).