Ивакин Алексей Аркадьевич
(25.07.1936) — спец. по общей теории филос., теории познания, методологии науки; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Сатка Челябинской обл. В 1959 окончил геол. ф-т ЛГУ. С 1960 по 1967 работал в геол. организациях г. Алма-Аты. Окончил филос. асп. АН Казахской ССР (1970). С 1971 по 1986 работал в ИФП АН Каз. ССР — мл. н.с, ученым секретарем ин-та, ст. н. с. Канд. дисс. — "Становление конкретного историзма в геологии" (1971). Докт. дисс. — "Роль принципов диалектики в геологическом познании" (1982). В 1984 в составе творч. коллектива философов был удостоен звания Лауреата гос. премии Каз. ССР в обл. науки и техники.
С 1986 по 1988 год работал проф., зав. кафедрой филос. в Алма-атинской ВПШ. В 1988 переехал на Украину, в Одессу.
До 1996 работал зав. кафедрой филос. Одесской ВПШ, к-рая потом была последовательно реорганизована и переименована (с 1990 — Одесский ин-т политол. и соц. управления, затем ф-т социол., экономики и политол.
Одесского гос. ун-та, Ин-т соц. наук Одесского гос. унта). С сентября 1996 по декабрь 1997 — проф. кафедры филос. естественно-науч. ф-тов Одесского гос. унта. С 1998 и по наст. вр. — зав. кафедрой филос. Одесской нац. юрид. академии.
Сфера науч. интересов: метафилософия, этика, теория познания, диалектич. логика и филос. вопросы естествознания.
Очерчивая идеи метафилос. характера, И. рассматривает, прежде всего, ряд аргументов в пользу док-ва того, что филос. имеет свой строго очерченный предмет, основанный на разл. аспектах соотношения сознания и бытия. Сначала он делает это путем герменевт. анализа таких понятий, как логос, вещь, речь и т.д. Затем привлекает для данной цели процесс предметной деятельности с т. зр. выработки в ее лоне универсальных форм мышления.
И, наконец, автор обращается к генезису филос., ее выделению из лона мифологич. сознания в качестве ответа на запросы человеч. практики, изменившейся в результате разделения труда на умственный и физ. Все это, по убеждению автора, показывает, что системообразующим началом филос. знания выступает проблема соотношения сознания и бытия. В схематической форме (в виде спец. таблиц), сопровождающейся развернутыми комментариями, автор, переосмысливая гегелевскую традицию, старается показать, что все многообразие филос. проблем, парадигм и дисциплин м.б. рассмотрено в виде целостной системы.
Развивая и интерпретируя гегелевское понимание структуры ло-гич. мышления, автор стремится доказать абсолютную необходимость диалектич. метода познания, противопоставляя его догматизму, скептицизму, эклектике и софистике как своеобразным отклонениям, патологиям процесса мышления.
Поскольку, как считает автор, предмет филос. изначально детерминирован диалектич. соотношением материального и идеального, постольку вслед за А.Ф.Лосевым он аргументирует невозможность анализировать и излагать филос. проблемы недиалектически.
Вторая сфера науч. интересов автора—этика, в частности, проблема счастья.
В своем анализе категории и феномена счастья И. гл. своим выводом считает результат проделанного им диалектич. синтеза сформулированных В.Татаркевичем четырех "понятий" счастья: счастья-везения, счастья-блаженства, счастья-обладания высшими из доступных человеку благ и счастья — удовлетворенности прожитой жизнью.
Если Татаркевича эта четырехзначность удручает и приводит в конечном итоге к выводу об относительности счастья, то автор стремится доказать, что именно третье из выделенных польским мыслителем пониманий счастья (так называемая "эвдемония") служит системообразующим началом в данной четверке значений, а остальные три — с необходимостью вытекают из этого начала как его частные проявления.
Соч.: Эволюция живой природы как развитие способов производства информации // Известия АН Казахской ССР: Серия общественных наук. 1976. № 3; Роль принципов диалектики в геологическом познании.
Алма-Ата, 1979; Прерывное и непрерывное. [В соавт.]. Киев, 1983; Что такое счастье.
Алма-Ата, 1986; Отрицание и полагание. [В соавт.]. Киев, 1990; Краткий очерк общей философии.
Одесса, 1999; Основы эпистемологии (теория и методология научного познания).
Одесса, 2000 (на укр. языке); Универсальность объективной диалектики // Актуальные проблемы политики: сборник научных работ. Вып.9. Одесса, 2000.