Исидор Никольский
(Яков Сергеевич) — митрополит новгородский, с.-петербургский и финляндский, сын дьякона, род. 1 октября 1799 г. в с. Никольском, каширского уезда, тульской губернии, умер 7 сентября 1892 г. Пройдя полный курс в Тульской семинарии, в 1821 г. поступил в С.-Петербургскую духовную академию, где окончил курс в 1825 г.; 22 августа того же года принял монашество, 28-го определен, как первый студент, бакалавром в Академию по предмету Св. Писания; 29-го посвящен во иеродиакона, а 5 сентября во иеромонаха.
В 1826 г. утвержден в степени магистра богословия. 14 августа 1829 г. произведен в сан архимандрита и определен настоятелем мценского Петропавловского монастыря, 24 августа — ректором Орловской семинарии.
В 1833 перемещен на должность ректора в Московскую семинарию и назначен настоятелем московского Заиконоспасского монастыря. 11 ноября 1834 г. хиротонисан во епископа дмитровского, викария московской епархии.
В 1837 г., июля 5, назначен на самостоятельную полоцкую кафедру, а 5 июля 1840 г. перемещен в Могилев и в следующем году возведен в сан архиепископа. 12 ноября 1844 назначен архиепископом карталинским и кахетинским, с званием члена Св. Синода и экзарха Грузии. 26 августа 1856 г. "за неусыпную при долговременном архипастырском служении заботливость о вверенных постах и за ревностные на проходимом поприще труды по общему управлению церковными делами Закавказского края к постоянному в нем благоустройству духовной части" лично возведен в сан митрополита. 1 марта 1858 г. назначен митрополитом киевским и галицким, а 1 июля 1860 г. митрополитом новгородским, с.-петербургским, финляндским и эстляндским, священно-архимандритом Александро-Невской лавры и главным попечителем Императорского человеколюбивого общества.
Преосвященный Исидор имел все награды, присвоенные духовным лицам, со включением патриарших отличий: ношения двух панагий и предношения креста в священнослужении и кроме того состоял членом (почетным или действительным) следующих ученых обществ (по хронологическому порядку избрания): Копенгагенского северных древностей, Императорского русского географического, Киевской академической конференции, Императорской Академии Наук, С.-Петербургской и Московской академических конференций, Комитета грамотности при Московском обществе сельского хозяйства, Императорского русского археологического общества, С.-Петербургского университета, Медико-Хирургической академии, Общества восстановления православия на Кавказе, Музея Цесаревича в Москве и Московского университета.
Деятельность митрополита Исидора, продолжавшаяся целых 67 лет, из которых в сане епископа 58 л. и в качестве первоиерарха русской церкви и первенствующего члена Св. Синода — 32 года, представляется чрезвычайно обширною и разнообразною.
Особенно рельефно выступают его труды как епископа в Полоцке и Могилеве по присоединению униатов к православию, на Кавказе по распространению православия среди тамошних инородцев и вообще по организации церковного управления и хозяйства в этом исключительном по этнографическим, историческим и географическим условиям крае. Наконец петербургский период ознаменован его непосредственным и весьма деятельным участием в переводе книг Св. Писания на русский язык. Обладая ровным характером, никогда неувлекающимся и неволнующимся, большою начитанностью и житейскою опытностью и от природы одаренный тонкой наблюдательностию, преосв.
Исидор в своей разнообразной и широкой деятельности хотя и не являлся выдающимся инициатором-руководителем известного направления, но зато был совершенно чужд и тех теоретических, партийных, страстных и личных увлечений, которые для иных становятся иногда выше интересов самого дела; митрополит Исидор был человек по природному складу своего ума и образованию не столько теорий, идей, направлений, сколько практики, дела и во всякое дело он вносил опытность, твердость, последовательность.
Этим объясняется и то странное на первый взгляд обстоятельство, что он мог не только уживаться с самыми разнообразными течениями и направлениями в области церковной жизни, но и быть проводником и исполнителем их. Правда, если ему приходилось осуществлять такие мероприятия, с которыми он в душе не был согласен, то он всегда умел их ослабить, даже совсем парализовать, но делалось это всегда тихо, спокойно, практично, без всякой личной борьбы с виновниками этих мероприятий, без всякого обострения с ними отношений.
Соответственно этому общему характеру и направлению деятельности митрополита Исидора проходила и вся личная жизнь его. Его рабочий день обыкновенно начинался с 6 ч. утра и непрерывно продолжался до тех пор, пока он не прочитывал всех поступивших к нему синодальных и епархиальных бумаг и частной корреспонденции.
Две громаднейших по пространству, населению и количеству церквей и монастырей епархии — новгородская и с.-петербургская — с их консисториями, семинариями, училищами и академиею и третья — Финляндия, хотя небольшая в численном отношении, но зато поставленная в исключительные условия во всех отношениях, требовали при управлении ими непрерывного напряжения, внимания и опытности; кроме того, как первенствующий член Св. Синода и старейший из всех русских иерархов (почти всех их хиротонисавший) он получал от них массу запросов по разным сомнительным случаям архипастырской практики и на все предложенные запросы давал советы и указания.
Как митрополит с.-петербургский он постоянно должен был принимать лично, кроме подчиненного ему и разного приезжего духовенства, еще массу светских высокопоставленных лиц. Со всею этою разнообразнейшею деятельностию митрополит Исидор успевал справляться исключительно благодаря своей неизменной аккуратности в делах, не нарушавшейся никакими событиями, никакими величайшими праздниками.
Каждый день в известное время неизменно сдавались им вороха официальных и частных бумаг с положенными на них резолюциями.
Его положением, как митрополита объясняется и то, что он обнаруживал всегда большую склонность к бумажной переписке, чем к непосредственному живому общению с подчиненными ему лицами.
Он просто не находил времени с ними беседовать.
Нравственное влияние митрополита Исидора среди русской иерархии и светских чиновников духовного ведомства было громадное.
Он являлся живою летописью текущего столетия; каждый не мог не знать, что митрополит начал свою деятельность еще в то отдаленное время, когда все отрасли церковного управления: административная, духовноучебная и экономическая были сосредоточены, согласно регламенту, непосредственно в Св. Синоде; на его глазах совершались все выдающиеся реформы и преобразования в духовном ведомстве за настоящее столетие и потому он мог подвести всегда живую оправку о скрытых мотивах некоторых из этих реформ и преобразований и об отношении и участии в них тех или других деятелей.
Бывали случаи, когда он одним словом мог затормозить или совсем отклонить какой-нибудь проект.
Поэтому все прислушивались к его словам и взглядам и всем приходилось считаться с ними. Этот маститый иерарх так недавно сошел в могилу, что еще не настало время судить подробнее о его деятельности.
Подробная и беспристрастная история оценит степень его личного участия и отношения к церковным реформам, совершившимся за тот период, когда он был первенствующим членом Св. Синода и определит его влияние на церковные дела. Теперь же, до обнародования многих документов, всякие суждения были бы рановремены или субъективны.
По случаю его 50 летнего юбилея архиерейства (11 ноября 1884 г.) и смерти во всех духовных журналах были помещены весьма подробные сведения о его деятельности.
Из печатных трудов преосвященного Исидора имеются только его "Слова и речи", изданные отдельными брошюрами и за тем в одном томе, в Петербурге, в 1876 г. {Половцов} Исидор Никольский (в миру Иаков Сергеевич, 1799—1892) — уроженец Тульской губернии, воспитанник и потом бакалавр СПб. духов. акд., затем ректор Орловской семинарии, с 1834 г. викарий московской епархии, с 1837 г. епископ полоцкий и виленский, с 1840 г. могилевский, с 1844 г. экзарх Грузии, с 1855 г. митрополит киевский, с 1860 г. митрополит новгородский и спб. В Полоцке и Могилеве он участвовал в борьбе с латинством и унией; на Кавказе основал местное братство для борьбы с мусульманством и язычеством, развившееся потом в "Общество восстановления христианства на Кавказе". Письма его за это время к Иннокентию, архиепископу Херсонскому (рукописи Имп. публичной библиотеки), свидетельствуют о его трудах по восстановлению древних храмов и христианскому просвещению горцев.
В бытность его митрополитом СПб. им устроены два крупных благотворительных учреждения: "Исидоровский дом призрения бедных духовного звания" в СПб. и "Училище девиц духовного звания" близ Новгорода.
Ценная коллекция рукописей и документов принесена им в дар библиотеке СПб. дух. акд. (каталог ее см. в издании "Сердечный привет митрополиту Исидору от СПб. дух. акд.", СПб. 1885 г.). См. "Христиан. чтение" (1892 г., № 11—12) и упомянутый "Привет от СПб. дух. акд". Н. Б. {Брокгауз} Исидор Никольский (Иаков Сергеевич) — митрополит Новгородский, Санкт — Петербургский и Финляндский.
Родился 1 октября 1799 года (в день Покрова Пресвятой Богородицы) в селе Никольском (от названия которого получил свою фамилию) Каширского уезда Тульской губернии в благочестивой семье. Отец его был диаконом, но в год рождения своего сына Иакова он скончался.
Поэтому с первых же дней жизни Иакову пришлось испытать сиротство и бедность.
Несмотря на тяжелое положение семьи, благодаря своим способностям Иаков получил хорошее образование.
Грамоте его обучил муж сестры, так что в 1807 году он смог поступить в Тульское духовное училище, а после окончания его в 1813 году — в Тульскую духовную семинарию.
В 1821 году Иаков окончил духовную семинарию, и ему, как лучшему студенту, была предложена должность лектора словесности при духовной семинарии.
Но в это время из Санкт-Петербурга затребовали выслать шесть лучших воспитанников Тульской духовной семинарии для продолжения обучения в Санкт-Петербургской духовной академии.
В их числе оказался и Иаков. В духовной академии он тоже отличался замечательными успехами и примерным поведением.
В 1825 году Иаков закончил духовную академию и подал прошение о пострижении его в монашество.
Это прошение было исполнено. 22 августа 1825 года в академической церкви духовной академии епископом Григорием (Постниковым, † 1860) Иаков Никольский был пострижен в монашество с именем Исидора. 29 августа в Казанском соборе митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским, † 1843) инок Исидор был рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября — во иеромонаха.
С сентября 1825 года началась преподавательская деятельность иеромонаха Исидора в должности бакалавра богословских наук Санкт-Петербургской духовной академии.
Лекции иеромонаха Исидора, подготовленные по разработанной им программе, отличались полнотой и простотой изложения.
Помимо преподавательской деятельности он исполнял обязанности библиотекаря духовной академии (1825—1829), участвовал в академическом журнале "Христианское чтение". 30 октября 1826 года иеромонаху Исидору было присвоено звание магистра богословия.
В 1827 году по представлению академической конференции он был утвержден ее действительным членом.
В том же году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 14 августа 1829 года иеромонах Исидор указом Святейшего Синода был возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем Мценского Петропавловского монастыря Орловской епархии, а 24 августа того же года был назначен ректором и профессором богословия Орловской духовной семинарии.
За этот непродолжительный период (1829—1833) он снискал себе всеобщую любовь и уважение за отеческую заботу о своих питомцах, за постоянную помощь сиротам и беднякам. 2 июля 1833 года по ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова, † 1867; память 19 ноября/2 декабря) архимандрит Исидор был переведен в Московскую духовную семинарию ректором и профессором богословия с назначением настоятелем Московского Заиконоспасского монастыря.
В Москве он зарекомендовал себя с наилучшей стороны.
Видя выдающиеся способности архимандрита Исидора, митрополит Филарет пожелал иметь его своим ближайшим помощником, и в 1834 году он внес в Святейший Синод предложение о назначении архимандрита Исидора своим викарием. 16 октября 1834 года архимандрит Исидор был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.
Хиротония была совершена 11 ноября 1834 года в Чудовом монастыре высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.
Одновременно Исидор был назначен управляющим Звенигородским Саввино-Сторожевским монастырем.
Служение епископа Исидора под руководством митрополита Филарета явилось для него хорошей школой, он приобрел богатый опыт и вполне подготовился к самостоятельной архипастырской деятельности. 5 июля 1837 года преосвященный Исидор был назначен епископом Полоцким и Виленским.
Трудное служение предстояло ему в этой епархии.
Вновь образованная в 1833 году, она пребывала в жалком состоянии: храмы были очень бедны, не хватало священников.
Первым владыкою, положившим начало присоединения униатов к Православию, был предшественник Исидора епископ Смарагд (Крыжановский, † 1863). Преосвященный Исидор продолжил дело присоединения, но изменил политику предшественника.
Он вошел в доверие ко всем гражданским и военным властям, чем значительно облегчил свою работу в епархии.
Пользуясь доверием и уважением, епископ Исидор постепенно подготавливал почву для полного и окончательного присоединения униатов к Православию.
Акт о добровольном и полном воссоединении униатов с Православием был подписан в 1839 году. Теперь епископ Исидор стремился к укреплению позиций Православия в своей епархии.
Он строил новые храмы, восстанавливал и украшал прежние.
Добрую память оставил он о себе в епархии. 6 апреля 1840 года епископ Исидор был переведен на Могилевскую кафедру.
Состояние Могилевской епархии почти не отличалось от Полоцкой, поэтому и характер деятельности епископа был тот же, что и в Полоцке.
Проводя мудрую и миролюбивую политику, епископ Исидор добился положительных результатов в деле присоединения униатов и в этой епархии. 5 апреля 1841 года преосвященный Исидор был возведен в сан архиепископа. 12 ноября 1844 года архиепископ Исидор назначен в Грузию, в епархию Карталинскую и Кахетинскую, со званием члена Святейшего Синода и экзарха Грузии.
Новое назначение в обширный и своеобразный край требовало от своего правителя опытности и духовной мудрости в делах. Церковная жизнь в крае, можно сказать, замирала.
Храмы были бедны, христианство в некоторых районах приходило в упадок, священники не поучали своей паствы, в большинстве они были необразованными, у экзарха не было канцелярии, не было архиерейского дома. За 13 лет служения в Грузии, благодаря мудрости и неутомимости в делах, архиепископ Исидор совершенно преобразил и благоустроил Грузинскую Церковь.
Кавказский период жизни его был одним из плодотворнейших.
Митрополит Исидор перевел с грузинского языка на славянский службу святой равноапостольной Нине и по благословению Святейшего Синода издал ее в 1860 году для церковного употребления.
Труды архиепископа Исидора по преобразованию грузинского края не остались без награды: в 1845 году он награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени, а в 1850 году — орденом святого благоверного князя Александра Невского; в 1853 году ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке. 26 августа 1856 года архиепископ Исидор был возведен в сан митрополита. 1 марта 1858 года он был назначен митрополитом Киевским и Галицким.
С грустью простилась грузинская паства со своим архипастырем.
Служение митрополита Исидора в Киеве было очень непродолжительным, он не успел почти ничего сделать для своей паствы.
Начиная с периода назначения в Грузию, преосвященный Исидор присутствовал в Святейшем Синоде и вел большую работу в деле высшего церковного управления.
При этом он зарекомендовал себя человеком большого ума и замечательного характера, прекрасно разбиравшимся во всех вопросах церковно-государственной жизни. 1 июля 1860 года преосвященный Исидор был назначен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским, а также первым членом Святейшего Синода.
Новое высокое назначение не обрадовало митрополита Исидора, так как он хотел остаток дней своих провести в мирной Киевской обители, но свое назначение святитель принял с покорностью, повинуясь воле Божией.
Первые шаги митрополита Исидора на новом поприще были освящены участием его в открытии святых мощей святителя Тихона Задонского в 1861 году. Обширную и разнообразную деятельность вел митрополит Исидор в период своего 32-летнего управления Санкт-Петербургской митрополией.
Он принимал участие во всех выдающихся церковных событиях тогдашнего времени.
Под его руководством и при его непосредственном участии был осуществлен перевод Священного Писания на русский язык. За этот многолетний труд митрополит Исидор был награжден митрою, украшенной драгоценными камнями.
Для своей епархии он был заботливым отцом, входившим во все нужды духовенства, а также покровителем беззащитных вдов и сирот. В 1869 году преосвященный создал Александро-Невский дом для призрения бедных духовного звания.
Кроме занятий по епархии и в Святейшем Синоде митрополит Исидор вел обширную благотворительную деятельность.
В 1872 году он быд удостоен еще одной награды — ордена святого апостола Андрея Первозванного. 11 ноября 1884 года с особой торжественностью был отмечен пятидесятилетний юбилей епископства высокопреосвященного митрополита Исидора.
Ему был оказан ряд почестей за его долголетний и плодотворный труд. С весны 1892 года здоровье его значительно пошатнулось.
Резкое ухудшение здоровья произошло с 6 на 7 сентября.
Утром 7 сентября он приобщился Святых Тайн. К вечеру митрополит совершенно ослаб, хотя находился в полном сознании и в 9 часов вечера еще разговаривал с окружающими и отсылал их в церковь.
Около 10 часов вечера преосвященный Исидор скончался. 11 сентября в Исидоровской церкви при большом стечении народа было совершено отпевание.
Митрополит Исидор был замечательный человек своего времени, проживший большую и плодотворную жизнь. Более ста епископов восприняли рукоположение от прославленного архипастыря.
Он был образцом кротости для подчиненных и добрым наставником пасомых.
Преосвященный Исидор состоял членом (почетным или действительным) многих ученых обществ: Копенгагенского северного общества древностей, Императорского русского географического, Киевской Академической конференции, Московской Академической конференции, Санкт-Петербургского университета, Медико-хирургической академии и других.
Митрополит Исидор был известен не только у себя на родине, но и во многих других странах.
Труды: "Слова и речи", изданные отдельными брошюрами и затем в одном томе в Петербурге в 1876 г. Слово в день Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Слово в день Введения в храм Пресвятой Богородицы.
Рассуждение о вере оправдывающей.
Звезда с Востока // Христианское чтение.
Нравственно-филологическое объяснение текста: "И Аз вам глаголю: сотворите себе други" // Христианское чтение. — СПб., 1826. — Ч. 23, с. 58. Рассуждение о времени преложения Святых Даров // Странник. — СПб., 1876. — Ч. 2, с. 39. Речь, сказанная по совершении священного коронования императора Александра III // Церковный вестник. — СПб., 1883, № 21. Перевод на русский язык ветхозаветных книг Священного Писания: в 4 кн. — СПб., 1874. Труды по переводу творений святых отцов // Христианское чтение. — СПб., 1896, № 9—10, с. 350—352. Сорок девять рукописных томов (пожертвованы в академическую библиотеку).
Переложение книг Священного Писания на русское наречие // Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1889, № 41, с. 1228. Слово в неделю осьмуюнадесять и в день преставления преподобного Сергия Радонежского чудотворца. — СПб., 1860. Молитвенные воздыхания души (из рукописи митрополита Исидора) // Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1892, № 46,51,52. Из записной книжки митрополита Исидора // Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1892, № 44. Литература: Каргопольцев И. Альбом в Бозе почивших иерархов Российской Церкви. — СПб., 1894 или 1884, вып. 1 (Высокопреосвященнейший Исидор Никольский, митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский).
Лебедев А., протоиерей.
Исидор, высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. — СПб., 1902. Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. — Новгород, 1897, с. 214—224. Мелетий, архимандрит.
Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря: Составлено тщанием настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Мелетия. — М., 1881, с. 177,178. Савва (Тихомиров), архиепископ.
Хроника моей жизни: в 9 т. — Сергиев Посад, 1897—1911. — Т. 2 и 3; т. 4, 5, 6. Никанор (Бровкович), архиепископ.
Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913. — Т. 1, с. 106, 231. Корсунский И. Н. Высокопреосвященный Исидор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. — М., 1893. Бертенсон В. Б. За тридцать лет (листки из воспоминаний). — СПб., 1914. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 9, 38, 134,161, 267, 495, 498, 917. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 13,173—176. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1399, 1403,1405,1409, 1412. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 403, 479, 610. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 284. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. — 1896, с. 45, 48. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 854, 868. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. — Тверь, 1888, ч. 1, с. 21—27,160, пр. 3; ч. 2, с. 26, пр. 1, с. 82, пр. 2, с. 122, пр. 4. С. — 143, 218—219. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. — СПб., 1869— 1885. — Т. 8, с. 74—80. Столетний юбилей со дня рождения Новгородского митрополита Исидора (Никольского) // Духовный вестник. — Харьков, 1899, № 34. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 516, 580, 591, 616, 751. Историческое описание Иоанно-Предтеченско-го монастыря. — СПб., 1907, с. 21. Юбилейное торжество в память пятидесятилетнего служения в еп. сане высокопреосв.
Исидора, митрополита Новгородского, СПб. и Финляндского.
Сборник. — СПб., 1885. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 284. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713—1913 гг. — СПб., 1913, с. 909, 910—915. Рункевич С. Г. Русская церковь в XIX веке // История Русской Церкви в XIX веке: в 2 т. // Под ред. А. П. Лопухина. — СПб., 1901. — Т. 2, ч. 1, с. 647, 672. Труды Киевской духовной академии. — 1870, июнь, с. 15; август, с. 4; сентябрь, с. 4. — 1872, ноябрь, с. 45. — 1873, февраль, с. 119. — 1874, январь, с. 8, 17; август, с. 424—425. — 1875, май, с. 176. — 1877, февраль, с. 7—8; август, с. 118. — 1878, апрель, с. 44—45. — 1882, июнь, с. 181. — 1886, апрель, с. 17—21. — 1888, февраль, с. 255—256. Православный собеседник. — Казань, 1866, январь, с. 50. — 1867, март, с. 198—200. — 1898, январь, с. 51. — 1899, январь, с. 10. — 1904, сентябрь, с. 398. — 1907, март, с. 367. Церковные ведомости. — СПб., 1892, № 37. — С.383—384. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1890, № 28, с. 901. — 1891, № 41, с. 1425. — 1892, № 37, с. 1267—1281; № 38, с. 1307—1310; 1323—1325; № 39, с. 1357. — 1892, №8, с. 282. Церковный вестник. — СПб., 1891, № 3, с. 90; № 5, с. 77; № 9, с. 142; № 16, с. 255; № 30, с. 474; № 35, с. 553; № 36, с. 572; № 50, с. 795. — 1895, № 33, с. 1062—1063. Журнал Московской Патриархии. — М., 1952, № 6, с. 34—40. — 1958, № 9, с. 13. — 1959, № 11, с. 39. Русский паломник. — 1889, № 43, с. 517. — 1895, № 18, с. 285. Вестник Европы. — СПб., 1873. — Т. 6, с. 235. Странник. — СПб., 1872, май, с. 72. Руководство для сельских пастырей. — Киев, 1866,1, с. 2. Известия по Казанской епархии. — 1870, № 3, с. 71. — 1872, № 5, с. 129. — 1873, № 16, с. 491. — 1883, № 12, с. 363. — 1884, № 22, с. 721; № 23, с. 725, 746—750. — 1885, № 18, с. 595—596; № 21, с. 790—797. —1894,№19.-с. 596. Самарские епархиальные ведомости. — 1867, № 17, с. 57. — 1869, №18, с. 426. — 1892, № 19, с. 826. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1874, октябрь. — С.111. — 1880, июль, с. 608; ноябрь, с. 703. — 1881, декабрь, с. 704. — 1886, июль, с. 64. — 1888, январь, с. 7; март, с. 716; апрель, с. 292. — 1904, сентябрь, с. 485, 489. Православное обозрение. — М., 1863, январь, с. 50; март, с. 117—120. — 1864, январь, с. 43; сентябрь, с. 625—631. — 1865, декабрь, с. 129—136. — 1866, февраль, с. 93; ноябрь, с. 143—144. — 1870, январь-декабрь, с. 20, 395—398. — 1871, январь-декабрь, с. 572. — 1873, январь, с. 65. — 1874, январь-декабрь, с. 229—230; 578—579. — 1875, сентябрь, с. 140,145—155. — 1876, январь-апрель, с. 588—589. — 1877, сентябрь-декабрь, с. 372—376. — 1878, май-август, с. 385; сентябрь-декабрь, с. 655. — 1884, февраль, с. 396; май-август, с. 774—778; ноябрь, с. 625. — 1885, ноябрь, с. 417—425. — 1886, январь-апрель, с. 637—640. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 15,16,19, 21, 31, 55, 84. Христианское чтение. — СПб., 1868, май, с. 728. — 1870, январь-февраль, с. 34—36, 60—73; март, с. 195—201; август, с. 71, 76—77. — 1871, сентябрь, с. 52. — 1872, апрель, с. 157; октябрь, с. 46, 49, 63. — 1873, февраль, с. 209; апрель, с. 243. — 1874, февраль, с. 240; сентябрь, с. 67,81. — 1875, сентябрь-декабрь, с. 489—556. — 1876, ноябрь-декабрь, с. 130—131, 203, 529. — 1879, январь, с. 24; июль-декабрь, с. 67, 92—94. — 1881, июль-декабрь, с. 90—91, 97; сентябрь-декабрь, с. 140—141,177, 182,187,199—201, 207—208, 267. — 1884, июнь, с. 41—42; июль-декабрь, с. 479—530. — 1885, январь-июнь, с. 149. — 1890, январь, с. 190; май-июнь, с. 288. Исторический вестник. — СПб., 1882, март, с. 700. — 1884, декабрь, с. 561. — 1893, май, с. 465. — 1894, ноябрь, с. 514. — 1896, апрель, с. 157,159; июнь, с. 801. — 1908, январь, с. 271. О памятниках на Бородинском поле // Русский архив. — М., 1887. — Кн. 3, с. 198—199. Фельдмаршал князь А. И. Барятинский // Русский архив. — М., 1889. — Кн. 1, с. 326. Письма митрополита Евгения Болховитинова к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. — М., 1889. — Кн. 2, с. 51, 483. Письма митрополита Исидора к князю А. И. Барятинскому // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 1, с. 400—413. Из дневных записок В. А. Муханова // Русский архив. — М., 1897. — Кн. 1, с. 45. Письмо К. П. Победоносцева архиепископу Полтавскому Илариону 5 октября 1892 года // Русский архив. — М., 1916. — Кн. 1, с. 150. Русский архив. — М., 1895. — Кн. 1, № 4, с. 545; кн. 2, № 6, с. 141,142,153,158. — 1899. — Кн. 3, № 12, с. 549. — 1903. — Кн. 1, № 2, с. 230; кн. 2, № 5, с. 95. — 1904. — Кн. 2, № 7, с. 443, 444; кн. 3, № 9, с. 69; № 10, с. 215; № 11, с. 219, 383. — 1905. — Кн. 1, № 1, с. 114, 116—117. — 1910. — Кн. 1, № 1, с. 101, 104, 107. — 1912, № 5, с. 140; № 12, с. 550. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 4, с. 728—729; т. 5, с. 1071; т. 10, с. 609. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 686, 965—966; т. 2, с. 1582,1676,1836, 2108. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 13 (кн. 25), с. 365. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 145—147.