Ипатов Алексей Николаевич
(р. 19.11. 1927) — спец. по соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в д.Береговая Кабанского р-на (Республика Бурятия).
В 1944—1951 проходил воинскую службу на Тихоокеанском флоте. После демобилизации работал (с 1951 по 1961) в системе профтехобразования.
С 1961 по 1970 — в Оренбургском обкоме КПСС (в качестве консультанта, лектора, руководителя лекторской группы).
Окончил в 1961 филос. ф-т МГУ (заочное отделение).
В 1971 — асп. АОН. С 1971 по 1979 — ст. н. с. этой Академии.
С 1979 по 1985 — член Совета — отв. секретарь Совета по делам религий при Совете Министров СССР. С 1985 по 1997 зав. кафедрой соц. и гуманит. наук Моск. гос. индустриального ун-та. С 1997 — проф. этого ун-та. Докт. дисс. — "Этноконфессиональная общность как социальное явление (проблема взаимодействия религии и этноса)" (1981). В опубликованных работах большое место отводится теории этноконфес-сиональной общности.
Этой концепции присуща двуединая основа в виде конфессиональной и светской организаций, обладающих как особенными, так и общими связями.
Раскрываются важнейшие предпосылки и условия формирования этноконфессиональных общностей, к к-рым относятся процессы миграции участников религ.-обществ. движений против господства феодалов; этнообразующее влияние религии, эндогамная обособленность, сельский локальный образ поселения в иноязычной и иноконфессиональной среде и др. Определяющей основой образования этноконфессиональных общностей являлись бурж.-экон. отношения, возникшие в поселениях, к-рые охватывались этими общностями, развитие их неминуемо вызывало классовое расслоение, порождавшее своеобразные соц. движения, внутри этих общностей возникали сектантские новообразования.
Выявлены осн. тенденции формирования соц. связей между религией и этническими общностями, перерастающие, как это имело место в условиях феодализма, в процесс образования этноконфессиональных общностей.
Осн. тенденции проявились в сфере взаимодействия конфессиональной и этнической специфики.
В публикациях И. получила дальнейшую разработку концепция этноконфессио-нальной культуры как продукта переплетения вероу-чительных, культовых особенностей какого-либо вероисповедного направления с этнической спецификой, т. е. с особенностями традиц. видов материальной и дух. культуры, присущих определ. народу.
Концепция этноконфессиональной культуры разрабатывалась на факте многовекового взаимодействия православия и рус. этноса.
В ходе этого процесса происходила христианизация вост.-славянского язычества и нар. переработка православия, приспосабливавшая его к своим культурно-бытовым особенностям.
Эти две тенденции, по мнению И., привели к обрусению православия, а, с др. стороны, стали одним из этнообразующих факторов формирования рус. этноса.
Проблема этноконфессиональной общности рассмотрена на примере меннонитов, духоборцев, гуттерцев, бухтармин-ских старообрядцев, существовавших в России в течение ряда веков. Соч.: Кто такие меннониты.
Алма-Ата, 1977; Меннониты (вопросы формирования и эволюции этноконфессиональной общности).
М., 1978; Православие и русская культура.
М., 1985; Проблема тождества и различия религиозной и этнической принадлежности.
М., 1993; Этноконфессиональные отношения и государство.
М., 1993.