Инбер Вера Михайловна
[1890—] — современная поэтесса, беллетристка, журналистка.
Состоит в лит-ой группе конструктивистов (ЛЦК). Род. в Одессе, в буржуазной семье. До революции несколько лет провела за границей.
В Париже выпустила первую книгу стихов "Печальное вино" [1912]. Второй сборник вышел в 1917 ("Горькая услада"). После революции И. выпустила еще три книги стихов ("Бренные слова", Одесса, 1922, "Цель и путь", М., 1925, "Сыну, которого нет", M., 1927), несколько сборников рассказов ("Уравнение с одним неизвестным", М,, 1926, "Ловец комет", М., 1927, и др.) и книгу очерков о Париже ("Америка в Париже", М., 1928). Творчество И. корнями своими уходит в предреволюционную буржуазную культуру.
Как поэтесса И. родилась на переломе от символизма к акмеизму и футуризму и впитала в себя влияние самых разнообразных поэтов той поры — от Гумилева и Виктора Гофмана до Игоря Северянина.
И. не относится к категории поэтов, активно выявляющих свое отношение к описываемым вещам, настойчиво проповедывающих свое мировоззрение; для нее характерно нейтральное отношение к материалу.
Этим можно объяснить удивительное разнообразие ее тем, из которых ни одна по-настоящему не близка, не дорога поэту. И. прошла большой творческий путь: лирика, преобладавшая в ее первых книгах, начинает уступать место сюжетным или описательным стихам (здесь — стык И. с конструктивизмом); все ощутимее становится ироническая струя, переходящая иногда в чистый юмор; расширяется круг тем за счет современных, советских.
Однако революция входит в творчество Инбер не столько политической стороной, сколько внешне-бытовой.
В отличие от других конструктивистов, пытающихся ставить в своих произведениях острые социальные, проблемы, И. ограничивает свой выход в современность поверхностным оптимизмом ("Земля советская", "События в Красном море"). Камерный, "домашний" угол зрения, характерный для ранних стихов И., почти не расширился.
Революция выглядит в стихах И. внешне-декоративно.
Проза И., в к-рую она переносит свои стиховые приемы (локальный образ, игра слов, ироничность интонаций), ничего не прибавляет к ее идеологическому облику.
Идейные воззрения конструктивизма (см.) приобретают у нее свой особый отпечаток: она прочней, чем другие конструктивисты, связана с дореволюционной культурой.
Так напр. мотивы техницизма, американизма, типичные для "вождя" конструктивистов — Сельвинского, воспитанного не столько на символистах, сколько на Маяковском, для И. мало характерны.
Социалистическое будущее И. рисует "идиллическим" и "уютным". Библиография: II. Зелинский К., Вера Инбер, "Жизнь искусства", 1924, XXI; Его же, Сб. "Госплан литературы", М., 1925; Лежнев А., "Прожектор", 1926, XVIII; Адонц Гайк, Вера Инбер, "Жизнь искусства", 1926, XXXIX; Зелинский К., Европеянка, "На литературном посту", 1928, XI — XII. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928. Е. Мустангова. {Лит. энц.} Инбер, Вера Михайловна Род. 1890, ум. 1972. Поэтесса-лирик, автор сборников стихотворений, поэм. Произведения: "Сыну, которого нет" (сборн., 1927), "Вполголоса" (сборн., 1932), "Пулковский меридиан" (поэма, 1943), "Анкета времени" (сборн., 1971) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1946). Двоюродная сестра Л. Д. Троцкого.