Илларионов Дмитрий Николаевич
— один из наиболее талантливых современных российских гитаристов, которого несмотря на молодость уже называют "виртуозом экстракласса". Родился 19 ноября 1979 года в Кишиневе, куда незадолго до рождения Дмитрия приехали на работу из Москвы его родители.
В возрасте семи лет начал заниматься классической гитарой.
По его словам, увлечение это пришло "само собой", поскольку в семье музыкантов никогда не было. Первоначально учился у педагогов Валерия Михайловича Емельянова и Елены Анатольевны Бондаренко в Кишиневе, а затем, после возвращения в 1991 году семьи в Москву, занимался под руководством Олега Витальевича Назаренко (ученика А. М. Иванова-Крамского).
В 1993 году, с отличием окончив музыкальную школу, Дмитрий поступил в Академическое музыкальное училище при Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского в класс гитары Натальи Николаевны Дмитриевой.
В 1997 году Дм. Илларионов окончил Академическое училище с красным дипломом и поступил (набрав на вступительных экзаменах максимально возможный балл) в Российскую академию музыки им. Гнесиных в класс профессора, заслуженного артиста России Александра Камилловича Фраучи.
В 2001—2002 учебном году некоторое время занимался у Никиты Арнольдовича Кошкина.
В 2002 году окончил Академию (красный диплом с отличием) и в октябре того же года поступил в ассистентуру-стажировку этой академии (творческий руководитель — проф. А.К. Фраучи).
Дмитрий Илларионов является лауреатом многих международных конкурсов.
В 1997 году он становится победителем конкурса "Гитарная Москва" и лауреатом Международного конкурса "Классическое наследие" (г. Москва).
В 1999 году Дмитрий побеждает на VI Международном конкурсе гитаристов в г. Гданьске (Польша), получив все специальные призы, и становится обладателем Гран-при — гитары известного японского мастера Масайи Нобе. Жюри конкурса от имени X фестиваля "Гданьские встречи гитаристов" (в рамках которого проводился конкурс) торжественно присвоило Дмитрию Илларионову звание "Величайшая надежда". На этом конкурсе представитель российской гитарной школы такого успеха добился впервые.
В 2000 году Дм. Илларионов становится лауреатом престижного VII Международного Королевского конкурса "Весна гитары 2000" (Шарлеруа-Сенеф, Бельгия).
В том же году он стал лауреатом II-ой премии на III Международном конкурсе музыкальных индивидуальностей им. А. Тансмана в Лодзи (Польша).
Особую весомость этому достижению придает тот факт, что гитара здесь непосредственно соперничала с фортепиано, виолончелью и скрипкой.
Никогда ранее на этом конкурсе гитара не поднималась на столь высокое место. В конце 2000 года Дм. Илларионов побеждает на самом престижном гитарном конкурсе, проводимом в РФ — Международном конкурсе "Гитара в России" (г. Воронеж).
По прошествии 2000 года Дмитрий был отмечен Ассоциацией Российских вузов (музыканту торжественно были вручены премия и диплом "За отличную учебу и музыкальную индивидуальность"). В 2002 году Дмитрий Илларионов завоевал звание Лауреата Международного гитарного конкурса в Кутна Горе (Чехия). Помимо этого он является лауреатом конкурса дирижеров, посвященного 100-летию А.С. Илюхина (г. Москва, 2000 г.) и лауреатом X республиканского конкурса юных композиторов МССР (г. Кишинев, 1990 г.). В 2002 году Дмитрий Илларионов стал победителем Международного сольного конкурса гитарной ассоциации Америки (Guitar Foundation of America Competition 2002), который проходил с 15 по 20 октября 2002 года в г. Майами, Флорида, США. Эта победа, безусловно, войдет в число важнейших достижений современной российской гитарной школы. Начиная с 1996 года, Дмитрий является постоянным участником фестивалей гитарной музыки, проводимых Н.А. Ивановой-Крамской в г. Москве.
С большим успехом музыкант выступал на фестивалях: "Дни мандолины и гитары" (Москва, 1999 г.), "Tabula Rasa" (Волгоград, 1999 г.), "Мир гитары" (Калуга, 2000 и 2002 гг.), на фестивале классической гитары Польши (Лодзь, 2000 г.), XI "Гданьские встречи гитаристов" (Гданьск, Польша, 2001 г.), "Ренессанс гитары" (Гомель, 2001 г.), "Возвращение" (Москва, 2002 г.), на Международной школе гитаристов (Санкт-Петербург, 2002 г.), "Весна гитары" (Саратов, 2000 г., 2002 г.). В 2002 году Дмитрий Илларионов дебютировал в Германии. 28 июля в рамках Международного гитарного фестиваля в Нюртингене с успехом прошел сольный концерт российского гитариста.
В большом отзыве на концерт, опубликованном в газете "Нюртинген цайтунг" от 30.07.2002 г., Хайнц Белер отметил, что молодому русскому гитаристу вполне удалось покорить публику своим искусством — задача далеко не простая и не каждому по силам, если учесть, что накануне в этом же зале выступали такие знаменитые мастера как Дэвид Рассел и Мануэль Барруэко.
Дмитрий Илларионов великолепно исполнил "Гранд-увертюру" (ор.61) Мауро Джулиани, "Каватину" Александра Тансмана, 6 частей (№№ 5—10) из "24 прелюдий и фуг для гитары соло" Игоря Рехина, "Ex ovo" Душана Богдановича, "Дьявольское каприччио" Марио Кастельнуово-Тедеско и "Венецианский карнавал" Франсиско Тарреги.
Исполнением последнего Илларионов продемонстрировал еще и "здоровую уверенность в себе и своих силах" (gesunde Selbstvertrauen): не побоявшись сравнения с мастерской интерпретацией "Венецианского карнавала" Дэвидом Расселом на открытии фестиваля, он блестяще показал себя в этом "поединке". Свое выступление Дм. Илларионов закончил исполнением на "бис" вальса Роланда Диенса и был заслуженно награжден публикой бурными аплодисментами.
Можно без преувеличения утверждать, что ни одно из появлений Дмитрия на сцене, будь то Москва, Санкт-Петербург, Кишинев, Лодзь, Гомель, Иркутск или Воронеж — список городов и стран, которым посчастливилось принимать у себя этого музыканта, достаточно велик — не оставило зрителей равнодушными и не разочаровало их. Овации на его концертах могли бы быть, кажется, бесконечными, если бы не осознание публикой того, что музыкант нуждается в отдыхе, а аренда концертных залов имеет время и цену. Репертуар гитариста обширен, включает в себя оригинальные сочинения для гитары различных эпох и стилей, лютневую музыку, произведения для гитары с оркестром, редко исполняемые произведения для гитары.
В активе гитариста старинная музыка (Л. Милан, А. Мударра, Д. Дауленд), произведения композиторов XIX — нач. XX в. (Ф. Сор, М. Джулиани, Х. Турина, Ф. Таррега); современная российская и зарубежная музыка (А. Тансман, М. Понсе, Х. Родриго, А.Барриос, М. Кастельнуово-Тедеско, И. Рехин, С. Ассад, Р. Диенс, Ф.Мартен, У.Уолтон, Д. Богданович и др.). Дмитрий Илларионов смело включает в свой репертуар произведения, за исполнение которых берется далеко не каждый даже опытный гитарист, и играет их просто безукоризненно, очаровывая слушателей не только прекрасной техникой, но и подлинным артистизмом: на лице музыканта "отражалось настроение исполняемых им произведений", отмечалось в упомянутом выше отзыве на нюртингенский концерт Дм. Илларионова. "Для меня очень важна эмоциональная сторона, — признался как-то Дмитрий Илларионов, — Вместе с тем я стремлюсь, чтобы вместе с полным эмоциональным погружением в музыку был контроль, который необходим.
Музыкант одновременно находится и внутри музыки и где-то над ней". Помимо "Дьявольского каприччио" М. Кастельнуово-Тедеско, признающегося одним из наиболее сложных в техническом отношении гитарных сочинений, и "Каватины" А. Тансмана, исполняемой Дмитрием согласно оригинальной рукописи композитора без какой-либо редакции, к числу таких произведений относится, безусловно, и единственный в своем роде цикл "24 прелюдии и фуги для гитары соло" Игоря Рехина.
Как справедливо заметил Евгений Финкельштейн, музыкант должен "обладать определенной смелостью, чтобы взяться за исполнение этого цикла". Между тем Дмитрий Илларионов играет его весьма непринужденно и кажется, по крайней мере внешне, что он дается ему очень легко. "Исполнитель брал великолепные темпы... Полифоническая фактура в исполнении Илларионова была ясной, темы фуг, в каком бы голосе они ни проводились, всегда звучали отчетливо.
Все части цикла были связаны между собой очень хорошо выверенными паузами, заполненными пульсацией.
Исполнитель не оставлял никакой возможности для незапланированных аплодисментов" — писал в отзыве о московском концерте Дмитрия Е. Финкельштейн.
Следует отметить, что Дмитрий Илларионов прекрасно знаком с творчеством И.В. Рехина: композитору и его "24 прелюдиям и фугам" была посвящена дипломная работа Илларионова в Российской академии музыки им. Гнесиных, которую он защитил в мае 2002 года. В апреле 2001 года Дм. Илларионов с большим успехом исполнил "Русский концерт" для гитары и симфонического оркестра Игоря Рехина в Польше.
Это была европейская премьера сочинения.
В репертуаре Д. Илларионова также сюита Кастельнуово-Тедеско "Эскарраман" — сложнейшее произведение с практически фортепианной фактурой и "полноценной" ( в рамках, разумеется, все-таки гитары) полифонией — лишь недавно вошедшая в репертуар гитаристов, но исполняемая по-прежнему очень редко и мало. Дмитрий Илларионов одинаково много выступает как сольно, так и в составе камерных ансамблей.
Очень любит играть совместно с оркестром.
По его словам, это возвышает гитарное искусство и просто замечательно звучит.
Гитарист выступал в качестве солиста с различными коллективами, в том числе с Губернаторским симфоническим оркестром (г. Иркутск), Государственным симфоническим оркестром Татарстана (г. Казань), Национальным камерным оркестром Республики Молдова (г. Кишинев), камерным оркестром "Времена года" (г. Москва).
В числе произведений, исполняемых Дм. Илларионовым в сопровождении оркестра, в первую очередь следует отметить знаменитые "Аранхуэсский концерт" и "Фантазии для джентльмена" Хоакина Родриго, его же "Андалузский концерт" для 4-х гитар с оркестром ( 1-ая и 2-ая партии), а также Концерт Вила-Лобоса для гитары с оркестром и Двойные концерты — Вивальди и Кастельнуово-Тедеско.
Известный итальянский гитарист Карло Маркионе отмечает в игре Д. Илларионова очень ясное, необычайно глубокое исполнение и вместе с тем виртуозное владение инструментом.
Известный югославский композитор Душан Богданович, присутствовавший на одном из концертов, сказал об игре молодого гитариста: "Это был один из наиболее вдохновенных гитарных концертов, которые я когда-либо слышал". Записал 4 компакт-диска, в том числе в дуэте с одним из ведущих российских виолончелистов Борисом Андриановым (лауреатом многих международных конкурсов, включая конкурс им. П.И. Чайковского).