Ильина Мария Ивановна
(урожд. Дундукова-Корсакова) — арт. оперы (меццо-сопрано).
В 1866—70 обучалась пению в Петерб. конс. (кл. П. Репетто), по окончании к-рой до 1872 выступала на сцене петерб.
Мариинского т-ра, после чего пела в Киеве и Казани (1875—76). Обладала сильным, гибким, хорошо обработанным голосом, чистой интонацией, отличной дикцией. 1-я исп. партий: Лауры ("Каменный гость"); в Киеве — Морозовой ("Опричник"). Лучшие партии: Морозова, Рогнеда ("Рогнеда"), Азучена, Фидес. Партнеры: Ф. Комиссаржевский, И. Мельников, Д. Орлов, О. Петров, О. Пускова, Ф. Стравинский.
Пела п/у И. Альтани, Э. Направника.
По словам П. Чайковского, партии Морозовой певица "обнаружила и мощный, изумительно красивый голос, и сильный драматизм"*. В "Муз. листке" об исп. партии Рогнеды сообщалось: "Ильина была хороша во всех сценах, с неподдельным воодушевлением и энергией исполнила варяжскую балладу"; об исп. партии Фидес: "Талант Ильиной высказался... в полном блеске: чистота, отчетливость, непринужденность и драматичность ее пения и игры производят потрясающее впечатление" (Муз. листок. 1872. № 8. С. 116, 281). Выступала в концертах.
В 1872 исп. в Петербурге сольную партию в оратории "Легенда о св. Елизавете" Ф. Листа п/у Э. Направника (в ансамбле с И. Мельниковым, О. Палечеком и Ю. Платоновой), в Киеве выступала с сольными концертами, а также в ансамбле с М. Милорадович.
П. Чайковский посвятил певице романс "Зачем?" (1875, ор. 27, № 3). Лит.: Чайковский П. И.* Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 221; Э. Ф. Направник.
Автобиографические, творческие материалы, документы, письма. / Сост., авт. вступ. ст. Л. М. Кутателадзе. — Л., 1959. С. 97—98; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр ХІХ века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 11.