Ильин Владимир Николаевич
[16(29).08.1891—23.10.1974] — богослов, философ, музыковед.
Уроженец с. Владовка Киевской губ. Окончил Киевский ун-т по физ.-матем., ист.-филол. и филос. ф-там; закончил Киевскую консерваторию по классу композиции.
В 1918—1919 —приват-доц. Киевского ун-та. В 1919 эмигрировал сначала в Константинополь, затем переехал в Берлин, где в ун-те совершенствовался по богословию.
Участник Религ.-филос. академии (1922—1940). В годы Второй мировой войны недолго жил в Германии.
С 1949 проф. Рус. консерватории в Париже.
Д-р богословия.
Преподавал в Богословском ин-те и в ин-те Св. Дионисия в Париже.
Активный деятель Рус. студенческого христ. движения.
Умер в Париже.
Автор ряда известных литургических и апологетических трудов.
В них толкуется служба Святой Пасхи и всенощного бдения, приводится ряд естественно-науч. доводов в защиту христ. веры, разбирается символика Креста.
Увлекался концепцией С.Булгакова.
Осн. темой филос.-публицистического творч. И. была судьба России.
Он искал ответ на вопрос, в чем причина зла в ее трагической истории.
Это привело его в 1923 к сближению с развивавшимся в то время евразийским течением рус. эмигрантской мысли. Вместе с П.Н.Савицким, Н.С.Трубецким, Г.В.Вернадским и др. он стал в 20-е гг. активным автором евразийских сб., периодических и непериодических изд. Там обосновывался самобытный, отличный от Зап. и Вост., путь развития России на фундаменте истинного православия и сближения со своими тюркскими ист. корнями.
И. представлял и развивал гл. обр. религ. сторону этой концепции.
Им предложена идея Номогенеза, устанавливающая взаимодействие духа и материи на основе закономерностей, предустановленных Божественной волей. Активно выступал против попыток ряда евразийских авторов сочетать религ. начало с апологетикой марксизма или идеями "общего дела" Н.Ф.Федорова.
Известно также музыкальное и музыковедческое творч. И. Он оставил после себя 3 симфонии, пьесы, романсы и 2 оперы (на "Черную маску" Андреева и "Страшную месть" Гоголя).
Соч.: Евразийство и славянофильство // Евразийская хроника.
Вып.4. Прага, 1923; К проблеме литургии в Православии и католицизме // Россия и латинство.
Берлин, 1923; К взаимоотношению права и нравственности // Евразийский временник.
Кн.4. Берлин, 1925; Столб злобы богопротивной // Там же; Преподобный Серафим Саровский.
Париж, 1925; Всенощное бдение.
Париж, 1926; Запечатленный гроб. Пасха нетленная.
Объяснение служб Страстной недели и Пасхи. Париж, 1926; Материализм и материя.
Париж — Варшава, 1928; Атеизм и гибель культуры.
Варшава, 1929; Загадка жизни и происхождение живых существ.
Париж, 1929; Социальные цели и достоинство Евразийства // Евразия.
Париж, 1929; Религиозное и философское мировоззрение Федорова Н.Ф. // Евразийский сборник.
Кн.6. Прага, 1929; Шесть дней творения.
Библия и наука о творении и происхождении мира. Париж, 1930; Эйдократическое преображение науки // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев.
Кн.7. Париж, 1931; Под знаком диалектики // Там же; Арфа Царя Давида в русской поэзии.
Брюссель, 1960; Метафизические и нравственные устои русской литературы и их антитезы // Возрождение. 1962. № 129; Тай-новидение у Пушкина и Лермонтова // Там же. № 130; Оккультизм Тургенева // Там же. 1963. № 134; Религия революции и гибель культуры.
Париж, 1987; Эссе о русской культуре.
СПб., 1997. Г.Т.Койшибаев Ильин, Владимир Николаевич Род. 1891, ум. 1974. Православный философ, теолог, критик.
До 1918 г. приват-доцент Киевского университета.
В 1919 г. эмигрировал, был профессором русского Богословского института в Париже.
Среди работ "Преподобный Серафим Саровский" (1925); "Всенощное бдение" (1927); "Шесть дней творения" (1930); "Загадка жизни и происхождение живых существ" (1929); "Арфа царя Давида в русской поэзии" (1960).