Игнатович Александр Николаевич

(р. 03.06.1947) — спец. по традиц. яп. культуре, истории буддийской филос.; канд. ист. наук, ст. н. с. Род. в г. Куса Челябинской обл. Окончил филол. ф-т МГУ (1971). С 1969 по 1972 — на стажировке в Ин-те вост. языков при МГУ. С 1982 — ст. н. с. кафедры истории заруб. философии филос. ф-та МГУ. И. считает, что переосмысление на дальневост. почве важнейших положений буддизма махаяны указывает на характерные черты кит. и яп. филос. В махаяне "абсолютное" бытие, безграничное во времени и пространстве, отождествлялось с Буддой в его гл. ипостаси ("теле Дхармы"). Утверждение о "всепроникновенности" Будды и его качеств (бессмертия, мудрости и др.) позволяло сделать вывод о наличии "природы" Будды в каждом живом существе.

В инд. махаяне "тело Дхармы" трактовалось или как безусловно нематериальная, или как явная безатрибутная (но все-таки нематериальная) субстанция: естественно вставал вопрос о соотношении двух уровней бытия ("абсолютного" и "эмпирического"), к-рый решался по-разному ("эмпирический" уровень толковался или как условно-реальный, или как безусловно-иллюзорный).

И. подчеркивает, что краеугольное положение метафизики дальневосточных будд, школ, не имеющих прямых инд. аналогов, определяется формулой "плоть и дух — не два" (а "природа" соотносится с понятием "дух", к-рому необходим материальный субстрат). "Тело Дхармы" теряет онтол. статус и становится набором качеств, присутствующих в латентном состоянии во всем сущем на "эмпирич." уровне бытия, реальность к-рого не подвергается сомнению.

Подобную интерпретацию "тела Дхармы" и соотношения двух уровней можно объяснить, считает И., тем, что в традиц. кит. и яп. филос. не было понятия о нематериальной субстанции.

Исследуя учения яп. будд, школ об идеальном гос-ве, И. приходит к выводу, что в понятие "гос-во" включалась и среда обитания социума (т.н. "сфера-сосуд"), а обоснованием пути превращения гос-ва, управляемого монархом, в "страну Будды" является фундам. положение дальневост. будд, филос. о наличии "естества" Будды не только в живых существах, но и в неживой природе.

Соч.: Буддизм и даосизм в Японии (к проблеме отношений и оценок) // Дао и даосизм в Китае. М., 1982; "Среда обитания" в системе буддийского миропонимания // Человек и мир в буддийской культуре.

М., 1985; "Десять ступеней" бодхисатвы (на материале сутры Цзинъгуанмин-цзин) // Психологические аспекты буддизма.

Новосибирск, 1986; Учения о теократическом государстве в японском буддизме // Буддизм и государство на Дальнем Востоке.

М., 1987; Буддизм в Японии: Очерк ранней истории.

М., 1987; Лотос и политика. [В соавт.]. М., 1989.