Игнатий Митрополит Сибирский и Тобольский
— Митрополит Сибирский и Тобольский, из Дворянского рода Римских-Корсаковых, был прежде Стольником при Государе Царе Алексее Михайловиче, а потом принял Монашество в Соловецком Монастыре, и с 1677 года был там Екклисиархом, или Уставщиком Церковным, а в 1685 году посвящен в Архимандрита Московского Новоспасского Монастыря.
В сем звании посылан был он 1687 года от Патриарха Иоакима в Костромской и Кинешемской Уезды для увещания Раскольников, и написал Историческое известие о сем путешествии своем. В 1690 году он сочинил Историческое известие о Российском Царствии от Святого Писания и повестей Отцов. Обе сии книги сохраняются письменными в Библиотеке С.-Петербургской Академии Наук. В 1692 году Апреля 3 хиротонисан он в Митрополита на Сибирскую, ныне называемую Тобольскую, Епархию, и приехал туда в 1693 году, Февраля 12. Епархиею сею правил он 7 лет; а в 1701 году, испросив увольнение, переехал на покой в Московский Симонов Монастырь, и того же года Мая 13 там скончался.
Сей Пастырь, будучи в Тобольске, сочинил три Окружные Пастырские Послания в обличение Сибирских Еретиков и Раскольников, размножившихся от двух сосланных туда Раскольников, Протопопа Аввакума и Казанского Чернеца Иосифа, прозванием Астомена, из коих первой привезен был в Сибирь 1656 года, а последний 1660 года Иосиф Астомен наипаче, везен будучи в Ениссейск и проезжая чрез Сибирские города Верхотурье, Туринск и Тюмень, научил многих отвращаться Православной Церкви и креститься двумя перстами, доказывая то напечатанными при Иосифе Патриархе книгами.
На Тюмене развращенный учением его один Поп Дометиан, после в Монашестве именовавшийся Даниил, распространил сие учение, и около 1680 года многих уговорил к самосожигательству.
Подробная о всех сих лжеучителях и учениках их История находится в третьем Игнатиевом Послании, писанном в 1696 г. Там также много есть любопытных сказаний и о Раскольниках других Российских Провинций, а также и о древних в России Ересях.
Св. Димитрий, Митрополит Ростовский, и прочие, писавшие о Раскольниках после Игнатия, много приводят свидетельств из сих его Посланий; потому что Игнатий был современник и очевидец самых важнейших мятежей раскольничьих, происходивших в царствование Государя Царя Алексея Михайловича и детей его. Замечательно в 3-м его Послании то, что он двуперстное знамение креста, употребляемое у Раскольников, производит от некоторых Армян, в царствование Государя Царя Михаила Феодоровича обратившихся к Греко-Российской Церкви, из Фамилии коих был и вышеупомянутый Чернец Иосиф Астомен.
Игнатиевы Послания, так как и вышеупомянутые сочинения его, доныне в свет еще не изданы, а списки оных находятся в Библиотеках Патриаршей, Новгородской Софийской и Александровской Академической.
Из 3-го Послания выписка Повести о жидовствовавших Новгородских Еретиках с кратким содержанием Слов на них Иосифа Игумена Волоколамского, напечатана в XIV и XVI частях Древней Российской Вивлиофики 2-го издания в Москве 1790 и 1791 годов. В Верхотурском Монастыре есть его описание жизни и чудес Праведного Симеона, коего Мощи там почивают. {Болховитинов}