Иерусалимский Моисей Наум бен-Вениамин из Томашполя
— талмудист, род. в 1855 г. в Бершаде (Подолия), потомок Вейля (ср. генеалогию И. в предисловии к его "Beer Mosche"). На 20 году И. обладал уже громадной эрудицией в Талмуде и раввинской литературе, но усиленные занятия подорвали его здоровье.
В 1880 г. И. занял раввинский пост в Каминке (Чигиринского уезда, Киевской губернии).
И. был сторонником сионистской идеи, и в "Schibat Zion" Слуцкого помещено длинное письмо его по этому вопросу; но когда возник политический сионизм, Иерусалимский устранился от этого движения.
И. был одним из первых, которые выступили против Ethrogim с острова Корфу. Когда в 1892 г. в Палестине возникли недоразумения по поводу "халука", И. написал статью под заглавием ????? ??? ??? (ср. Kenesset ha-Gedolah), которая была встречена с сочувствием.
В 1898 г. И. занял раввинскую должность в Остроленке (Ломжинской губ.), а в 1902 г. в Кельцах.
И. знает русский и немецкий языки и имеет довольно богатую немецкую библиотеку.
Он переписывается со многими авторитетами.
Иерусалимский — автор следующих произведений: "Leschad ha-Schemen" (Варшава, 1881), глосс к кодексу Маймонида; "Minchat Mosche" (Bapшава, 1882), респонсов по вопросам из всех четырех частей ритуального кодекса; "Birkat Mosche" (Львов, 1886), сборника респонсов и решений древних ученых и выдающихся авторов по вопросам о резке скота и об исследовании внутренностей животного; "Beer Mosche" (Варшава, 1901), сборника респонсов.
А. Д. {Евр. энц.}