Гуревич Георгий Иосифович
(р.1917). Рус. сов. прозаик, критик, исследователь НФ, известный также произв. др. жанров, один из ведущих авторов послевоен. отечественной НФ. Род. в Москве, участвовал в Великой Отечественной войне (был кавалеристом, минометчиком, электриком, сапером), после демобилизации окончил Всесоюзный индустриальный ин-т, работал инженером; с 1957 г. - професс. писатель.
Чл. СП. Один из руководителей семинара молодых фантастов и семинара в Малеевке.
Первая НФ публикация - повесть "Человек-ракета" (1946 - в соавт. с Г.Ясным). Живет в Москве.
Один из ветеранов сов. НФ, отдавший ей - собственным лит. трудом и активной пропагандой этого вида лит-ры - без малого полвека, Г. начинал с "произв." повестей и романов в духе фантастики "ближнего прицела", но уже в 1960-х гг. отошел от ее неписанных канонов и клише; ранние повести и р-зы писателя составили сб. - "Человек-ракета" (1947 - в соавт. с Г.Ясным), "Прохождение Немезиды" (1961), "Пленники астероида" (1962; доп. 1965). В ранних повестях писателя основу сюжета составляет фант. изобретение и открытие: в "Тополе стремительном" (1951) это метод выведения породы быстрорастущих деревьев, в "Инее на пальмах" (1951; 1954) - производство нетающего льда (в мирных целях в СССР и в агрессивных - на Западе), во "Втором сердце" (1955) - достижения трансплантации, в "Прохождении Немезиды" (1957) - предотвращение столкновения Земли с др. планетой, залетевшей в Солнечную систему, в "Подземной непогоде" (фрагм. 1954-55 - "Борьба с подземной непогодой"; доп. 1956) - управление тектоническими процессами; последняя повесть, вместе с продолжением, составила дилогию - "На прозрачной планете" (1963). Самое крупное произв.
Г. этого периода - роман "Рождение шестого океана" (фрагм. 1957; фрагм. 1960; 1960), в к-ром очередное фантаст. открытие - электричество без проводов - совершается на фоне остросюжетной междунар. интриги.
Ранние произв. писателя, посвященные освоению космоса в близком будущем: повести - "Инфра Дракона" (1958), "Первый день творения" (1960), "Пленники астероида" (1962), "Мы - с переднего края" (1962) и др. - впоследствии были объединены в масштабный роман-утопию "Мы - из Солнечной системы" (1965). Герои достаточно идиллического (хотя и не совсем "беспроблемного") коммунистического будущего заняты бурной планетарной инженерией, вторгаются в атомарное строение вещества, создают идентичных двойников человека, вплотную подошли к решению проблем бессмертия, демографии; в целом, утопия Г. значительно уступала др. отечественным примерам 1960-х гг. Вместе с тем, представляет интерес многолетняя разработка писателем темы бессмертия, начатая статьей-гипотезой "Сколько мы будем жить?" (1959), в к-рой речь идет об изменении "программы развития" человека с целью устранения старости и смерти; героя р-за "Игра в "ничего не выйдет" (1964) волнуют вопросы: Как изменить человека, когда продолжительность жизни достигает 1000 лет? Если бессмертие достигается периодическим омолаживанием, то не следует ли при этом улучшать человека, например, делать его красивее? Начиная со 2-й пол. 1960-х Г. переходит к более "мягкой" (гуманитарной) НФ, делая особый упор на психологию, социологию; произв. этого периода вошли в сб. - "Месторождение времени" (1972), "Нелинейная фантастика" (1978), "Только обгон" (1985), "Учебники для волшебника" (1985), "Ордер на молодость" (1990). В то же время писатель продолжает достраивать свою галерею сверхчеловеков, обладающих нов. фантаст. способностями: телепатией (правда, с помощью изобретенного прибора) - в "Опрятности ума" (1970), способностью бесконечно деформировать собственное тело (отрастить нос с чутьем собаки, выращивая жабры, превратиться в дельфина, и т.п.) - в повести "Когда выбирается "я" (1972), ускрением сигналов в нервной системе - в р-зе "Месторождение времени" (1972). Последние произв.
Г. нельзя отнести к удачам писателя, все более склоняющегося к форме "НФ конспекта", где лишь намечены - часто достаточно интересные и оригинальные - НФ идеи, но отсутствует их худож. разработка.
Еще в повести "Делается открытие" (1978) герои на протяжении века создают науку управления ходом времени - "темпорологию", а в романе "Темпоград" (1980) описана работа уже целого науч. городка, живущего в ускоренном времени и справляющегося с проблемами, требующими срочного решения.
Герой романа "В Зените" (сокр. 1972 - "Приглашение в зенит"; доп. 1985) по приглашению представителя внеземной цивилизации совершает далекое космич. путешествие.
Г. является также автором книг об истории НФ, ее темах и перспективах - "Карта Страны Фантазии" (1967) и "Беседы о научной фантастике" (1982); науч.-поп. книг (в к-рых обильно используется НФ материал) - "Полет на Луну" (1955), "Неведомое на вашу долю" (1975), "Птица будущего" (1979); науч.-худож. книги о возможных направлениях развития наук - "Лоция будущих открытий" (1990). Вл. Б. Гуревич, Георгий Иосифович (р. 1917) — прозаик, популяризатор науки, исследователь НФ, один из ведущих авторов послевоенной отечественной НФ. Родился в Москве, участвовал в Великой Отечественной войне, после войны окончил Всесоюзный индустриальный ин-т, работал инженером; с 1957 г. — профессиональный писатель.
Один из руководителей семинара молодых писателей-фантастов и Малеевских семинаров.
В литературе дебютировал НФ повестью "Человек-ракета" (1946; в соавт. с Г. Ясным). Автор книг, ставших классикой советской НФ: "Прохождение Немезиды" (1961), "Пленники астероида" (1962), "Иней на пальмах" (1954), "Подземная непогода" (1956), "На прозрачной планете" (1963), "Мы — из Солнечной системы" (1965), "В Зените" (1972), "Учебники для волшебников" (1985) и др., в том числе научно-популярных — "Полет на Луну" (1955), "Неведомое на вашу долю" (1975), "Птица будущего" (1979), "Лоция будущих открытий" (1990). С самого начала творческой деятельности зарекомендовал себя как один из ярких историков и популяризаторов НФ литературы.
Автор двух книг, ставших классикой фантастоведения — "Карта Страны Фантазии" (1967), в которой в популярной форме рассказал не только об исторических ступенях, темах и жанрах литературной НФ, но и активно задействовал богатые фактографией материалы по кинофантастике; "Беседы о научной фантастике" (1983; 1991) написаны как учебное пособие для учащихся и по сей день остаются единственным учебником по НФ, в котором доступно и обстоятельно рассказано об истории и специфике фантастической литературы.
Библиография: 1. Беседы о научной фантастике: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.; То же. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1991. — 158 с. 2. Карта Страны Фантазии. — М.: Искусство, 1967. — 176 с. 3. Кому и для чего? Еще раз о научной фантастике // В мире книг. — 1966. — № 3. — С. 16—17. 4. Мастер фантастических открытий: Беседа // Четвертое измерение. — М., 1992. — № 2. — С. 115—123. 5. Мой друг фантастика // Урал. следопыт. — Свердловск, 1967. — № 9. — С. 69—73. 6. Многогранная фантастика // О литературе для детей (О фантастике и приключениях): Сб. ст. Вып. 5. — Л., 1960. — С. 241—251. 7. На экране — фантастика // Иностр. лит. — 1967. — № 1. — С. 247—249. 8. О романе И. Ефремова "Туманность Андромеды" // Моск. литератор. — 1959. — 19 нояб. — В соавт. с К. Станюковичем. 9. Приключения и литература.
Всерьез о фантастике // Комс. правда. — 1958. — 14 июля. 10. Путеводитель по фантастике // Научно-популярный фильм. Вып. 2. — М., 1964. — С. 110—135. 11. "Самый-самый..." // Азимов А. Конец Вечности.
Сами боги. — М.: Правда, 1990. — С. 477—479. Лит.: Александров В. Азбука фантазии: Рец. на кн. "Беседы о научной фантастике" // Четвертое измерение. — 1992. — № 3. — С. 119—120; Борисов В. Гуревич, Георгий Иосифович // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. — Минск, 1995. — С. 187—188; Прашкевич Г. Малый бедекер по Г. Гуревичу, или ИЗ "Бесед в Чистом переулке" // Одессей. — Одесса, 1993. — № 1. — С. 3—12.