Гуревич Арон Яковлевич
(р. 12.05.1924) — историк, спец. по истории средневекового Запада; д-р ист. наук, проф. Окончил ист. ф-т МГУ (1946), асп. Ин-та истории АН СССР. С 1969 работает в Ин-те всеобщей истории АН СССР (РАН), вед. н. с. Параллельно преподает на филос. ф-те МГУ: с 1989 — проф. кафедры истории и теории мировой культуры.
Принадлежа к рус. школе аграрной истории Запада, Г. на рубеже 50—60-х гг. начал пересматривать содержание понятия "социальная история", углубляя его и перерабатывая в концепцию соц.-культурной истории и ист. антропологии.
Для понимания сущности и особенностей соц. строя и культуры Средневековья Г. считает необходимым рассматривать их в синтезе и реконструировать картины мира, менталитет, системы ценностей и формы поведения людей изучаемой эпохи. Обобщения в истории, по его мнению, возможны лишь на основе индивидуализирующего иссл. Феодализм, с его т. зр., не универсальная стадия всемирной истории, а уникальный феномен западноевроп. развития, результат констелляции ряда специфических факторов, к-рый вместе с тем открыл новые возможности для выхода за пределы традиц. об-ва. Отправное ме-тодол. требование ист. иссл. — понятие "другого", мысль о специфике сознания и поведения людей прошлого.
В этой связи особое значение Г. придает рассмотрению ментальных структур (восприятие времени, пространства и природы, смерти и потустороннего мира, возрастов человеч. жизни, таких категорий, как право, труд, собственность, богатство, бедность, соотношение есте-ств., сверхъестеств. и центра, в к-ром фокусируются все аспекты мировосприятия человеч. личности) и взаимоотношению т.н. ученой и нар. культурных традиций.
Менталитет, представляющий собой всеохватывающую психол. среду, изучается в непосредственном единстве с материальными и идеол. структурами.
Его анализ позволяет историку переходить от "плана выражения" к "плану содержания", к латентным основам мировосприятия, определяющим соц. поведение групп и индивидов.
Соч.: Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе.
М., 1970; Категории средневековой культуры.
М., 1972 (2-е изд. — 1984); Проблемы средневековой народной культуры.
М., 1981; Культура и общество Западной Европы глазами современников.
М., 1989; Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.
М., 1990; Исторический синтез и Школа "Анналов". М., 1993.