Гумбин Петр Иванович
[1811 — 6(18). 11. 1879, Петербург] — арт. оперы (баритон) и педагог.
Пению обучался в Петерб. театр. уч-ще, позже занимался с А. Даргомыжским и совершенствовался в вокальном искусстве в Италии.
В 1848 дебютировал в партии Герцога Альфонса на сцене петерб.
Большого (позднее Мариинского) т-ра, где выступал до 1868. Обладал красивым, сильным (особенно в нижнем регистре) и выразительным голосом обширного (св. двух октав) диапазона. "Голос — один из прекраснейших баритонов, какие только нам когда-либо удавалось слышать: густой, звучный, мягкий, прямо льющийся через слух в сердце, метода превосходная, вкус и чувство чрезвычайно замечательны" ("СПб., ведомости". 1848. № 197). Обладая актер. дарованием, с одинаковым успехом выступал в лирич., драм., комич. и характерных партиях.
Участвовал более чем в 40 операх. 1-й исп. партий: Герцога ("Ундина"), Старосты ("За богом молитва, за царем служба не пропадает"), Белозерского ("Куликовская битва"), Туфиадора ("Чародей"), Свата ("Русалка" A. Даргомыжского), Панфила ("Мазепа" Б. Фитингофа-Шеля), Хармия ("Юдифь" А. Серова), Есаула ("Наташа, или Волжские разбойники"); в Петербурге — Де Шевреза ("Эсмеральда" А. Даргомыжского), Бальбайа ("Сирена"); на рус. сцене — Каюса ("Виндзорские кумушки"). Др. партии: Болеславский ("Пан Твардовский"); Дон Жуан ("Дон Жуан"), Босси, Мальволио.
Партнеры: П. П. Булахов, С. Гулак-Артемовский, Э. Лилеева, О. Петров, М. Степанова.
Среди учеников — М. Сариотти.
Лит.: Арнольд Ю. К. Воспоминания. — М., 1893. Вып. 3. С. 179; Серов А. Н. Критические статьи. — СПб., 1892—1895. Т. 2. С. 736, 814; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969. С. 386—387, 448.