Гуляев Эраст Евгеньевич
— г.-л. корпуса кораб. инженеров.
Воспит-к Инж. училища мор. ведомства; по производстве в офицеры окончил в Англии корол. Кенсингтонскую школу кораб. архитектуры и парох. механики.
В 1870 г. был назначен адъютантом к Е. И. Выс. г.-адм. В. К. Константину Николаевичу.
В 1880 г. в чине кап. был назначен чл. кораблестроит. отд-ния мор. техн. комитета, каковым и состоял 24 г., работая преимущ-но над проектами и чертежами судов; убежденный сторонник только сильнейших кораблей, хотя бы и оч. больш. водоизмещения, Г. настойчиво провозглашал принцип: водоизмещение есть синоним силы корабля.
После изучения за границей методов практич. определения сопр-ления воды на модели судов, Г. предложил и устроил у нас опытовый бассейн для определения сопр-ления воды на моделях проектируемых судов. В 1904 г. Г. был назначен чл. правления Балт. судостроит. и механич. завода, а в 1908 г. был произведен в г.-л. с увольнением по прошению от службы по болезни с награждением орденом святой Анны 1 степени.
Литер. трудами Г. начал заниматься еще в бытность кадетом в Инж. училище, печатая свои переводные с англ. яз. статьи по металлургии, кораблестроению и механике в "Техн. Сб.". Затем уже в бытность офицером в течение многих лет сотрудничал в журн. "Мор. Сб.", в котором напечатаны след. его перевод. и самостоят. статьи: "Заметки о боков. килях", 1885; "О средствах для уменьшения качки судов", 1887; "Сооружение совр. герм. флота"; "Значение боков. килей на соврем. броненосцах", 1896; "По поводу двухлет. годовщины гибели броненосца "Victoria"; "Развитие математич. теории кораблестроения за время существования англ. института кораб. инженеров", 1897; "Исследования характера поверхност. сопротивления воды в трубах и на суда"; "Новейшие и будущие броненосцы", 1898; "Новейшие и будущие улучшения быстроход. паров. судов", 1899; "Паров. турбины Парсонса в применении к мор. машинам"; "Доказан. успех подвод. лодки"; "Новейшие плавуч. доки"; "Расстреливание англ. броненосца "Belleisle"; "Защита подвод. частей от самодвижущихся мин и таранов"; "Форма судов, наиб. выгодная для достижения больш. скоростей хода", 1900. (Эти две статьи содержат в себе первое описание предложенной Г. в том же 1900 г. новой формы судов, позволяющей защищать суда от взрывов мин, ударов таранами и при столкновениях с друг. судами и строить их существенно непотопляемыми и неопрокидываемыми); "Водоизмещение и размеры судов"; "Последние мартовские митинги инженеров в Лондоне: 1) Некоторые новейшие изобретения и будущее морской войны и 2) О жидк. топливе на судах", 1902; "Влияние дальнейш. возрастания соврем. скорости на рост размеров судов", 1903; "Непотопляемые и неопрокидывающиеся суда формы и системы Гуляева", 1908—1909. В 1911 г. в журн. "Моторная Лодка" напечатана статья Г.: "О судоходстве на внутр. водн. путях и нов. способе улучшения его". В ней предлагается применение и на этих путях системы постройки и формы судов Г. для уменьшения их осадки.
Кроме литерат. трудов, Г. были прочитаны доклады в учен. общ-вах у нас и за границей: в 1876 г. в Лондон, институте кораб. инженеров по приглашению совета последнего: "О броненосцах кругл. формы"; в 1878 г. в том же общ-ве: "О Николаев. плавуч. доке"; в 1880 г., в бытность наблюдающим за постройкой широкой Импер. яхты "Ливадия", в Глазго: "О Фэрфильской яхте для Рус. Государя Императора"; в 1881 г. после испытаний этого судна шир. 153 фт. на переходах из Англии в Черн. море и в последнем плавании у Кавказ. берегов, в Лондон. институте кораб. инженеров: "О рус. Импер. яхте “Ливадия”"; в 1893 г. в том же институте: "О нов. формулах Афанасьева для приблизит. решения задач, соединенных с движением судов"; в 1900 г. на конгрессе судостроителей и инженеров при всемир.
Париж. выставке; в Сорбонне: "Protection des carenes de navires contre l''attaque des torpilles automobiles et l''action de l''eperon, et changement possible des formes et des proportions de navires de guerre pour assurer cette protection"; в 1908 г. в Лондон, институте кораб. инженеров: "Unsinkable and uncapsizable ships of the Goulaeff form and system of construction"; в 1904 г. в СПб. в глав. адмиралтействе: "Суда системы и формы Гуляева". Умер в 1919 г. в Петрограде.
Лит.: Шершов А. П. К. истории военного кораблестроения.
М. — Л. 1952. {Воен. энц.}