Гулаев Николай Дмитриевич

(26.02.1918—27.09.1985) — летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза (1943, 1944), генерал-полковник авиации (1972). Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 27 иап, 129 иап. Совершил 250 боевых вылетов, в 69 воздушных боях сбил лично 57 самолетов (2 тараном) и 4 в группе.

После войны был на командных должностях в ПВО. Был делегатом XX съезда КПСС. Бронзовый бюст установлен в г. Аксае Ростовской обл. Гулаев, Николай Дмитриевич Род. 1918, ум. 1985. Летчик-истребитель, в годы Великой Отечественной войны командир эскадрильи и штурман полка. Дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). В 1972 г. Г. присвоено звание генерал-полковника авиации.

Гулаев, Николай Дмитриевич (26.2.1918—27.9.1985). Летчик-истребитель.

Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области) в семье рабочего.

Русский.

Член КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов.

Вечерами улился в аэроклубе.

В РККА с 1938 года. Окончил Сталинградское военной авиационное училище в 1940 году. Великая Отечественная война застала Гулаева под Могилевом.

Служил в авиации ПВО, прикрывал крупный промышленный центр в тылу. Боевое крещение принял в Сталинграде, где в ночном бою 3 августа 1942 года с первой же атаки без помощи прожекторов сбил бомбардировщик He-111 (это был его первый боевой вылет). Летчик 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительна авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старший лейтенант Гулаев Н. Д. особенно отличился на Курской дуге в районе Белгорода.

В первой же схватке 14 мая 1943 года, отражая налет на аэродром Грушка, в одиночку вступил в бой с 3 бомбардировщиками Ju-87, прикрываемыми 4 Me-109. Разогнав самолет на малой высоте, сделал "горку" и, приблизившись к ведущему бомбардировщику, с первой же очереди сбил его. Стрелок второго "Юнкерса" открыл по нему огонь. Тогда Гулаев сбил и его. Пытался атаковать третий, но кончились патроны, и Гулаев решил его таранить.

Левым крылом своего Як-1 ударил по правой плоскости "Юнкерса" и тот рассыпался на части. Неуправляемый истребитель вошел в штопор.

После нескольких попыток Гулаеву удалось выровнять самолет и посадить его у переднего края в расположении 52-й стрелковой дивизии.

Прибыв в полк, на другом самолете вновь вылетел на боевое задание.

За свой подвиг награжден орденом Красного Знамени.

В июле 1943 года четверка истребителей, ведомая Гулаевым, внезапно и смело атаковала большую группу из 100 самолетов противника.

Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на свой аэродром.

В этот день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолетов. 9 июля в районе Белгорода совершил второй таран. Приземлился на парашюте.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командира эскадрильи того же полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Николаю Дмитриевичу Гулаеву присвоено 28 сентября 1943 года за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолетов противника.

Всего на Курской дуге Гулаев уничтожил 17 вражеских самолетов.

В начале 1944 года становится командиром эскадрильи.

Принимал участие в освобождении Правобережной Украины.

В одном из боев над рекой Прут во главе шестерки истребителей P-39 Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей.

За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 — лично Гулаевым.

Второй медали "Золотая Звезда" командир эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии капитан Гулаев Н. Д. удостоен 1 июля 1944 года за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолета противника и 3 в группе.

В одном из боев был тяжело ранен, но вернулся в строй. Всего за годы войны произвел 250 боевых вылетов.

В 69 воздушных боях лично сбил лично 57 самолетов противника и 4 — в группе.

После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны.

Одним из первых освоил управление реактивным самолетом.

В 1950 году окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского Н. Е., а в 1960 — Военную академию Генерального штаба. В 1956 году был делегатом XX съезда КПСС. С 1979 года генерал-полковник авиации — в отставке.

Жил в Москве.

Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Умер 27 сентября 1985 года. Бронзовый бюст установлен в городе Аксае, мемориальная доска — в Ростове-на-Дону.