Громов Михаил Николаевич
(р. 20.02.1943) — спец. в обл. истории рус. филос. и культуры; д-р филос. наук, проф. Род. в Костроме.
Окончил филос. ф-т МГУ (1972), асп. там же (1975). В 1975—1987 работал последовательно асс., ст. преп., доц. кафедры филос. Моск. ин-та иностр. языков.
С 1987 работает в секторе истории рус. филос. ИФ АН СССР (ныне РАН), с 1992 — зав. сектором.
Одновременно преподает на филос. ф-те МГУ. С 1992 — проректор Гос. Акад. славянской культуры.
Докт. дисс. — "Русская средневековая философия: структура и типология" (1992). Г. исследует рус. средневековую филос. и культуру, используя семиотический анализ вербальных (рукописи и старопечатные кн.) и невербальных (произведения архитектуры, живописи, пластики) источников.
Анализирует филос. семантику архитектуры (особенно сакральной), иконописи, храмового действа, иконостаса.
Исследует монастыри как центры культуры, средневековые аналоги ун-тов. Прослеживает традиции рус. Средневековья в Новое время: софиология, доктрина "Москва — Третий Рим", исихазм и старчество, старообрядчество, кирилло-мефодиевское наследие, становление филос. лексики.
Особое место занимают изыскания по сравнительно-типологич. анализу рус. мысли в системе Россия—Восток—Запад, по структуре, топике, систематике рус. филос. Средневековья в европ. и мировом контексте.
Соч.: Максим Грек. М., 1983; Древнерусские тексты как философский источник // Исторические традиции философской культуры народов СССР и современность.
Киев, 1984; Определения философии в древнерусской письменности // Философская и социологическая мысль. 1989. № 1; Русский Азбуковник: генезис, структура, содержание // Историко-философский ежегодник. 1989. М., 1989; О значении термина "философ" на Руси // Герменевтика древнерусской литературы.
Сб.2. М., 1989; К типологии русской средневековой культуры и философии // Социокультурные характеристики средневековой философии.
М., 1990; Русская философская мысль X—XVII веков. [В соавт.]. М., 1990; О философской семантике архитектуры // Общественная мысль: Исследования и публикации.
Вып.2. М., 1990; Medieval Russian Philosophy as a cultural-historical phenomenon: a typological delineation // Synthesis philo-sophica. Zagreb,1990. Vol.5. Fasch.1; Medieval natural philosophy in Russia: some aspects // Miscellanea Mediaevalia. Bd 21/1. Berlin; N.Y., 1991; Die Erfors-chung der mittelalterlichen russischen Philosophie // Philosophisches Jahrbuch, 99 Jhg. 1992. Hbd.1. Freiburg, 1992; Святая София Премудрость Божия в древней Руси // Philosophy. № 93. Tokyo, 1992; Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // ВФ. 1994. № 1; Слово и молчание в русском исихазме // Nil Sorskij e I''esicasmo. Magnano, 1995; Кардиогносия Памфила Юркевича и традиции отечественной философии // Философская и социологическая мысль. Киев. 1996. № 3—4; Структура и типология русской средневековой философии.
М., 1997; Исихазм в отношении к вербальному и невербальному аспектам культуры // История философии, № 2, М., 1998; Иов русского символизма // Вячеслав Иванов.
Архивные материалы и исследования.
М.: Рус. Словари, 1999; Три любви, три страсти Ивана Бунина // Историко-философский ежегодник—98. М., 2000.