Гринченко Борис Дмитриевич
(псевдонимы Васыль Чайченко, Ив. Перекатиполе и др.) — известный малорусский писатель и этнограф.
Род. в Харьковском уезде в 1863 г., был народным учителем в Сумском уезде, служил в земстве в Чернигове, ныне служит в Киеве. В 1895—1899 гг. в Чернигове Г. редактировал три больших тома "Этнографических материалов". Это издание в настоящее время служит одним из лучших пособий для изучения этнографии Малороссии, в особенности песен и сказок.
Очень ценна также изданная Г. в 1901 г. "Литература украинского фольклора 1777—1900 гг." (Чернигов).
Свои наблюдения над народным бытом Г. изложил в многочисленных специальных статьях и в литературной обработке в повестях и рассказах.
Как знаток малорусского языка, Г. редактировал "Российско-украинский словарь" Уманца и в последние годы занят обработкой материала по украинско-русскому словарю.
Повести и рассказы Г. напечатаны в галицких изданиях: "Зоря", "Литер.-Наук. Вистник", в "Киевск.
Старине", в III т. "Вика". Отд. изданы "Творы Василя Чайченка" (Львов, 1891) и "Оповидання" (Киев, 1899); ныне издается собр. сочин. Г. в Киеве (вышло 2 т.). В рассказах Г. обрисована большей частью горемычная обстановка обнищалых крестьян.
Так в "Сестрица Гале" изображено положение вдовца, у которого маленькая дочь берет на себя заботы о меньших детях, кормит их, утешает — трогательная украинская бытовая картинка.
В рассказе "Без хлеба" обрисовано положение голодающей крестьянской семьи. В "Экзамене" набросана живая картина экзамена в сельской школе, с сатирической обрисовкой члена училищной комиссии из волостных писарей.
В "Хате" рассказано, как плут писарь отнял незаконно за взятку у бедной вдовы хату, по долговой росписке ее мужа приймака.
В "Непокирный" речь идет о ложных доносах на сельского учителя со стороны старшины и других сельских кулаков.
В рассказах Г. видно близкое знакомство с народным бытом и литературное искусство, при отсутствии, однако, ярких красок и без внутренней силы. Некоторая вялость и растянутость заметна и в наиболее крупных повестях Г.: "Серед темной ночи" (1901) и "Пид тыхыми вербамы". В первой повести выдвинуто разложение семьи, преимущественно под влиянием солдатчины, во второй — разложение самого крестьянского общества, преимущественно вследствие развития кулачества.
В обработке своих сюжетов Г. часто впадает в сентиментализм старой литературной школы Квитки и друг. Язык у него плавный, простой и чистый.
Он написал много стихотворений на малор. яз., свидетельствующих о поэтическом даровании.
Лучшие из них переизданы в 1 т. "Вика" (Киев, 1902). Г. лучше удаются стих. на сюжеты, близкие к украинской природе, напр.: "На поли", "Смутни картыны", "У лиси", "Нич", "В ночи", "У темряви". Жалуясь на мрак и гнет, автор питает надежды на лучшее будущее ("Колы темрява сгыне") и призывает к работе во имя этого лучшего будущего.
В 1902 г. в Чернигове вышли "Драмы и Комедии" Г., в составе 4 драм: "Ясни зори", "Степовый гисть", "Серед бури" и "Арсен Яворенко" и одной комедии — "Нахмарыло". Их идейность значительно идет в ущерб художественной правде и реализму.
Лучшей пьесой Г. считается "Арсен Яворенко", хотя и эта драма страдает тенденциозным разделением действующих лиц на безусловно добродетельных и безусловно порочных.
Но они очень пригодны для народных сцен. Г. перевел стихами "Вильгельма Телля" и "Марию Стюарт" Шиллера и несколько стих. Гете, Гейне и др. поэтов.
Для народного и детского чтения Г. составил статьи об И. Котляревском, Гутенберге, Гарфильде, Гребенке, Г. Квитке, "Серед крыжаного моря", "Велыка пустыня Сахара", "Финляндия", "Робинзон", "Про грим та блыскавку". В 1900 г. Г. издал весьма полезную справочную книгу — "Каталог Музея украинских древностей В. В. Тарновского". Он поместил в разных украинских журналах ряд статей публицистических, педагогических и историко-литературных, большей частью по истории новой украинской литературы (о Кулише, Ганне Барвинок и др.). См. "Вик" (т. I, 350 и III); Огоновский, "Истор. литер. руськ." (ч. III). Южаков, "Дневник журналиста" в "Русск. Богатстве" (1895, X); "Revue des trad. popul." (1897, № 2); "Этногр.
Обозр." (1898, № 1). Н. С—в. {Брокгауз} Гринченко, Борис Дмитриевич [1863—1910] (псевдонимы: Васыль Чапченко, Ив. Перекати-поле и др.) — украинский писатель и общественный деятель, идеолог особого вида национально-культурнического народнического движения — "просвiтянства" (от слова "просвiта" — просвещение, образование).
Лозунгом этого движения, возникшего в среде нарождающейся сельской буржуазии, было: "не в волнах кровавых, как говорят революционеры, надобно омыть наш край, чтобы он воскрес для новой жизни, а в ясных поющих волнах широкого украинского просвещения" (из рассказа Гринченко "Спроба" — "Попытка"). Культурнические задачи вместо активной революционной борьбы, просветительные товарищества вместо общественно-политических кружков, ориентация на украинское село, а не на русифицированный город, национализм против "космополитизма", т. е. зарождения революционных идей в среде украинской интеллигенции, — вот основные мысли, изложенные Г. в его публицистике ("Листи з надднiпрянськоi Украiни") и являющиеся полемическим ответом на выступления М. Драгоманова (см.). Те же мысли Г. последовательно проводит в своих многочисленных рассказах и повестях: "Сонячний промiнь", "На розпуттi", "Серед темноi ночi", "Брат на брата", "Пiд тихими вербами" и т. д. Лишь последняя повесть представляет некоторый интерес и для современного читателя, показывая зачатки расслоения крестьянства и социальной борьбы в украинском селе. Вся многосторонняя литературная деятельность Г., — его стихи, беллетристические и драматические произведения, — служила средством пропаганды "просвiтянства" и в годы реакции конца XIX в., при отсутствий украинской прессы, жестоко гонимой царским правительством, являлась почти единственным способом выявления общественно-политической мысли. Отсюда ее значение и влияние, несмотря на риторичность изложения, ходульность и идеализацию героев, сравнительную бедность художественных приемов.
Вплоть до Октябрьской революции произведения Гринченко пользовались громадной популярностью, так как в лозунгах "просвiтянства" оформлялась кулацкая идеология и украинский мелкобуржуазный национализм.
Как и его великий современник, Иван Франко — основоположник украинской пролетарской литературы, неизмеримо выше его стоявший по силе таланта и в идеологическом отношении, — Гринченко обладал неутомимой энергией и колоссальной продуктивностью.
Его перу принадлежит множество популярных брошюр "для народа", масса разнообразных переводов (среди них — "Вильгельм Телль" и "Мария Стюарт" Шиллера, несколько стихотворений Гете, Гейне и др. поэтов);
Г. был также редактором капитальнейшего "Российско-украинского словаря" Уманца, вышедшего в 1907 в 4 томах и служащего до настоящего времени одним из основных трудов в этой области.
Библиография: П. О Гринченко см. в новейшем полном собр. сочин., над. "Рух", Харьков, 1928—1929. С. Пилипенко. {Лит. энц.}