Григорий Постников
— с 1856 г. митрополит с.-петербургский и новгородский.
Написал в опровержение раскола старообрядчества книгу: "Истинно-древняя и истинно-православная Христова церковь". Ему же принадлежат "День святой жизни, или ответ на вопрос, как мне жить свято" и два тома проповедей.
Умер в 1860 г. {Брокгауз} Григорий Постников (Григорий Петрович) — митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский.
Родился в 1784 году в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье диакона.
Первоначальное образование получил в Перервинской и Троице-Сергиевской духовных семинариях, а затем окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 25 августа 1814 года пострижен в монашество; 27 августа рукоположен во иеродиакона; 28 августа — во иеромонаха. 19 марта 1816 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. 18 июля 1817 года удостоен степени доктора богословия и 29 июля того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря.
С 1 октября 1817 года — экстраординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии.
Со 2 мая 1819 года — ректор Санкт-Петербургской духовной академии и ординарный профессор.
С 21 августа 1821 года — член комиссии духовных училищ. 7 мая 1822 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии.
С 4 января 1825 года (по другим источникам — с 1826 года) — епископ Калужский и Боровский.
С 3 марта 1828 года — архиепископ Рязанский и Зарайский.
Со 2 марта 1829 года — член Святейшего Синода.
С 28 июля 1829 года (по другим источникам — с 25 июля 1831 года) — архиепископ Тверской и Кашинский.
С 1 марта 1848 года — архиепископ Казанский и Свияжский. 26 августа 1856 года возведен в сан митрополита.
С 1 октября 1856 года — митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский.
Скончался 17 июля 1860 года. Погребен в Александро-Невской лавре в Свято-Духовской церкви, под алтарем.
В студенческие годы Григорий был любимым учеником великого святителя митрополита Московского Филарета (Дроздова), а впоследствии стал единомысленным с ним архипастырем.
Преосвященный Григорий отличался всесторонним образованием.
Это был ревнитель чистоты веры и нравственности.
Строго соблюдал церковный устав, в догматических убеждениях относительно веры и Православия был стоек, непреклонен и неуступчив.
Почти за каждым богослужением преосвященный Григорий говорил поучения простые, краткие и общедоступные.
Того же требовал и от священнослужителей своей епархии.
При посещении епархии он иногда подолгу оставался в одном месте, собирая окрестное духовенство, совершал богослужения и поучал народ, укрепляя любовь между пастырями и пасомыми.
В личной жизни преосвященный Григорий отличался строгим аскетизмом и одновременно ласковостью и участливостью к окружающим.
Характерной чертой для него была исключительная честность и искренность в своих действиях.
Он был чужд угодливости и не стеснялся никому говорить правду открыто.
В казанский период жизни вел энергичную работу по переводу священных книг на татарский язык и по подготовке миссионеров для проповеди среди раскольников.
Святитель Григорий даже проектировал учредить миссионерское высшее учебное заведение и уже сделал подготовительные распоряжения.
Деятельность его по борьбе с расколом началась еще в бытность его ректором Санкт-Петербургской духовной академии.
Он начал издавать при академии ежемесячный журнал "Христианское чтение". Это был первый печатный орган русского духовного ученого мира. Главной целью издания этого журнала было противодействовать распространению в обществе мистических и масонских взглядов чрез изложение истинного христианского учения.
Действия преосвященного Григория против раскола отличались духом кротости и любви. Строгою благочестивою жизнью, высоким самоотвержением, неусыпным попечением об обращении раскольников и магометан он являл ревность, достойную первых веков христианства.
На Петербургскую кафедру митрополит Григорий вступил уже 74-х лет, и первый призыв его был — к покаянию.
Этот призыв не сходил с его уст до самой кончины.
Митрополит Григорий был искренним сторонником митрополита Московского Филарета в вопросе о пользе перевода на русский язык книг Священного Писания.
Труды: Попечение о спасении души. — М., 1908. Беседы с духовенством Казанской епархии. — СПб., 1855. Заметки на историю Шрекка. (д. К. Д. Уч. № 5654). Слово при вступлении в Калужскую епархию. — 1855. День святой жизни, или ответ на вопросы: как мне жить свято? — СПб., 1856. Пять писем епископу Иеремии (Соловьеву).
Рукопись академической библиотеки № а 11/313. Сокращение герменевтики // Санкт-Петербургская духовная академия. — 1819. Богословия догматическая (на латин. яз.) // Санкт-Петербургская духовная академия. — 1819. Богословское учение о должностях // Санкт-Петербургская духовная академия. — 1819. Богословия полемическая // Санкт-Петербургская духовная академия. — 1819. Основания христианства // Санкт-Петербургская духовная академия. — 1819. Истолкование некоторых частей Священного Писания (по словам протоиерея Певницкого) // Русская старина. — 1905, август, с. 321. Записки по истории раскола (рукопись).
Казанская духовная академия (докторская диссертация). — 1817. Слово в Неделю Святой Пасхи, говоренное в Александро-Невской лавре. — СПб., 1817. Слово при открытии мощей святителя Митрофана Воронежского. — СПб., 1832. Истинно-древняя, истинно-православная Христова Церковь. — СПб., 1854. Слова и беседы на все воскресные и праздничные дни в году с присовокуплением слов и бесед на некоторые особенные случаи. — Казань, 1849—50. Житие святителей чудотворцев: Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. — СПб., 1855. Христианские изыскания в Азии (перевод с англ.) // Киевская старина. — 1893, № 11, с. 205. О Боге едином и о Святой Троице // Христианское чтение. — ч. 4, с. 50,64,166,176,183,213. Вечерние мысли. Стихотворение // Библиограф. — 1885, № 3, с. 51. Речь. — СПб., 1814. До 30 писем к митрополиту Филарету и другим лицам.— 1855. Литература: Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. — Новгород, 1897, с. 205—212. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713— 1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. — СПб., 1913, с. 899—904. Савва (Тихомиров), архиепископ.
Хроника моей жизни: в 9 т. — Сергиев Посад, 1897—1911, т.1, с. 452; т. 3, с. 109, прим. 1, с. 361, 362; т. 4, с. 170,172, 592; т. 5, с. 574, 894; т. 6, с. 2, 25, 54, 64, 135, 205, 229, 397, 453; т. 9, с. 213. Никанор (Каменский), архиепископ.
Собрание сочинений. — Казань, 1909, с. 87, 485. Копылов Н. Санкт-Петербургская духовная академия (очерк из истории за 100 лет) // Русская старина. — 1910, май, с. 404—422. Леонид, иеромонах.
История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. — Калуга, 1876. Сухомлинов М. И. История Российской академии. — СПб., б. г. (о митрополите Новгородском Григории Постникове).
Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия.
Комиссия духовных училищ. — СПб., 1894 (о митрополите Новгородском Григории Постникове).
Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 12,13,15, 20,118—122. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891, 1883, с. 130. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 823. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401, 1407, 1411, 1412,1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 243. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 19, 21, 36, 38, 42, 50, 69, 77, 185, 266, 267, 290, 417, 446, 569. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 38, 553. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 243. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 807, 830. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. — Тверь, 1888, ч. 1, с. 18—21, 48, пр. 1, 51; ч. 2, с. 47, пр. 3, 48, 49, пр. 1, 65, пр. 2, 76, 222, 265 пр. 2. Переписка Филарета, митрополита Московского, с С. Д. Нечаевым. — СПб., 1895, с. 10, с. 10, пр. 12, с. 19, пр. 30, с. 27, пр. 47; 57 пр. 114; 77 пр. 155; 252 пр. 547; 254 пр. 54. Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843—1847. — М., 1883, с. 122. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. // Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. — СПб., 1885—1888, т. 1, с. 42,46,52, 62; т. 2, с. 150, 236 пр. 1, 251, 305; т. 3, с. 106, пр. 2; т. 4, с. 85,112 и пр.5,154—166, 245—246,169, 290—294, 305—306, 332—334, 383—385, 405, 449—451, 503 и пр. 1; т. доп., с. 73, 159, пр. 1, 344, пр. 1, 509—510, пр. 1. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. — СПб., 1869—1885, т. 8, с. 63—72. Известия по Казанской епархии. — 1879, № 22, с. 635—639. — 1907, № 27, с. 812—813. Труды Киевской духовной академии. — 1882, июнь, с. 208. Самарские епархиальные ведомости. — 1895, № 11, с. 466. Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1889, № 1, с. 72. — 1891, № 13, с. 431. Русский паломник. — 1895, № 9, с. 142. Православный собеседник. — Казань, 1897, июнь, с. 230. — 1899, январь, с. 8. — 1907, март, с. 440; сентябрь, с. 42, прим.; ноябрь, с. 20. Исторический вестник. — 1882, сентябрь, с. 12; октябрь, с. 18. — 1883, январь, с. 230—231. — 1884, февраль, с. 428. — 1889, ноябрь, с. 414. — 1895, февраль, с. 639. — 1896, апрель, с. 175. — 1900, июль, с. 282. — 1904, апрель, с. 110. Христианское чтение. — СПб., 1870, июль, с. 178. — 1872, май, с. 71—150. — 1879, январь, с. 497—498. — 1902, март, с. 78—82. Православное обозрение. — 1865, март, с. 115. — 1868, декабрь, с. 371. — 1871, июль, с. 62. Русская старина. — 1876, октябрь, с. 300. — 1877, т. 19, с. 151; май, с. 118. — 1880, март, с. 502—503, 506—507; июнь, с. 230; июль, с. 607—608. — 1881, апрель, с. 781. — 1885, июнь, с. 579; июль, с. 168, 169. — 1888, февраль, с. 462—463; март, с. 715. — 1889, июнь, с. 671—672. Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. — 1887, кн. 3, с. 250, 362. Рассказы о митрополите Филарете // Русский архив. — 1889, кн. 1, с. 359—360. Русский архив. — 1895, кн. 2, № 5, с. 285—286; № 7, с. 285. — 1903, кн. 3, № 9, с. 91. — 1904, кн. 2, № 5, с. 51; кн. 3, № 10, с. 218, 219. — 1910, кн. 3, № 12, с. 577. Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 6, с. 67. — 1959, № 4, с. 61; № 11, с. 39. Петербургский некрополь.
Сост. Сайтов В. И.: в 4 т. — СПб., 1912—1913, т. 1, с. 676. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 4, с. 690; т. 7, с. 718—719;т. 8, с. 111—112. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 682; т. 2, с. 1139, 1164,1676,1974, 2108, 2150. Большая энциклопедия.
Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 7, с. 588. Григорий Постников (до монаш. Георгий Петрович) — с 1856 г. митропол. новгород. и СПб.; р. 1 ноябр. 1784, † 24 июня 1860 г. Дополнение: Григорий Постников, митрополит СПб. и Новгородский; † 17 июня 1860 г. {Половцов}