Грацианский Алексей Николаевич
(30.03.1905—20.01.1987) — полярный летчик, Герой Советского Союза (1957), канд. геогр. наук. Занимался планеризмом, участвовал во Всесоюзных соревнованиях в Коктебеле.
С 1929 г. работал конструктором и летчиком-испытателем в ОКБ К. А. Калинина.
Участвовал в проектировании самолетов К-1, К-2, К-4, К-5, К-7, был ведущим конструктором самолета К-3. Испытывал самолеты К-4, К-5, К-6, К-9, К-10. На К-5 совершил ряд дальних перелетов.
В 1931 г. по заданию Осоавиахима построил легкий самолет "Омега". В 1934 г. преподавал в МАИ. С ноября 1934 г. в полярной авиации.
Участвовал в поисках самолета С. А. Леваневского.
С 1940 г. работал испытателем на заводе № 22. Испытывал серийные СБ, Ар-2, Пе-2. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 г. Служил в транспортной авиации.
С 1943 г. вновь на испытательной работе.
Работал на заводе № 23, затем в ЛИИ. Испытывал Ту-2, Ту-4, Ту-12, ШР, М-4. Всего освоил 49 типов самолетов.
В 1958—1965 гг. был зам. О. К. Антонова.
Автор книги "Уроки Севера". Грацианский, Алексей Николаевич (20.3.1905—20.1.1987). Летчик-испытатель 1-го класса (1945). Родился 20 марта 1905 года в Киеве. В 1917—1919 жил в городе Бердичев Житомирской области.
Детство и юность провел в Киеве. В 1919—1921 работал учеником слесаря на заводе "Ремвоздух-6", на котором ремонтировались авиационные моторы.
С лета 1921 — студент Киевского политехнического института.
Занимался в планерном кружке при институте, участвовал во Всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле.
Проходил практику на заводах "Дукс" (Москва) и "Красный летчик" (Ленинград).
С января 1925 проходил практику в КБ К. А. Калинина, где принимал активное участие в проектировании самолета К-1. Весной 1928 защитил дипломный проект по специальности инженера-механика по самолетостроению и без отрыва от производства окончил Харьковскую авиационную школу ГВФ. Работал в КБ К. А. Калинина в Харькове инженером-аэродинамиком, принимал участие в проектировании самолетов К-2, К-4, К-5, К-7, был ведущим конструктором самолета К-3. В 1931 спроектировал и построил на Харьковском авиазаводе двухместный учебно-тренировочный самолет "Омега". На всесоюзном конкурсе этому проекту была присуждена первая премия.
С 1928 одновременно с конструкторской работой занимается летно-испытательной работой в КБ К. А. Калинина.
Участвовал в испытаниях самолетов К-4, К-5, К-6, К-9, К-10. Осенью 1931 на самолете К-5 выполнил перелет Харьков — Ростов-на-Дону — Минеральные Воды — Красноводск — Ашхабад — Самарканд — Ташкент — Оренбург — Самара — Пенза — Харьков, в 1932 — перелет по маршруту Харьков — Киев — Житомир — Винница — Одесса — Николаев — Херсон — Запорожье — Макеевка — Краматорск — Харьков.
С января 1934 — на преподавательской работе в Московском авиационном институте, где читал курс лекций по конструкции и проектированию самолетов.
С ноября 1934 — летчик Полярной авиации.
В 1935 окончил Серпуховскую школу слепых полетов.
Летом 1937 провел испытания купленной в США амфибии S-43, на которой осенью 1937 участвовал в поисках пропавшего экипажа С. А. Леваневского.
С 1940 — летчик-испытатель авиазавода № 22 (Фили); испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, провел испытания бомбардировщика Ар-2. В сентябре 1941 — феврале 1943 — летчик военно-транспортной авиации, на самолете Ли-2 занимался доставкой грузов на фронт, в блокадный Ленинград.
В 1943—1952 — летчик-испытатель авиазавода № 23 (Фили); испытывал серийные бомбардировщики Ту-2 и Ту-4, участвовал в испытаниях бомбардировщика Ту-12. С февраля 1952 по январь 1955 — летчик-испытатель Летно-исследовательского института (г. Жуковский).
Участвовал в испытательных полетах на тяжелых самолетах.
Принимал участие в испытаниях экспериментального самолета ШР конструкции ОКБ В. М. Мясищева. 20 января 1953 года совместно с Ф. Ф. Опадчим выполнил первый полет на стратегическом бомбардировщике М-4 и участвовал в его испытаниях.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Алексею Николаевичу Грацианскому присвоено 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.
За время летной работы освоил 49 типов самолетов.
В 1955—1958 работал инспектором Отдела летной службы МАП, преподавал в МАИ. В 1958—1968 — заместитель Генерального конструктора — начальник летно-испытательного комплекса ОКБ О. К. Антонова.
С 1968 работал в отделе технической информации ОКБ О. К. Антонова.
Кандидат географических наук. Был членом Главной редакционной коллегии информационных изданий ВИНИТИ.
Жил в Киеве. Умер 20 января 1987 года. Похоронен в Киеве, на Байковом кладбище.
Награжден 3 орденами Ленина, медалями.