Гобозов Иван Аршакович
(р. 10.11.1938) — спец. по соц. филос., филос. истории и политол.
Род. в с. Ел-тура Юго-Осетинской авт. обл. В 1967 окончил филос. ф-т МГУ, в 1970 — асп. того же ф-та. С 1970 по 1972 — асс., филос. ф-та МГУ, с 1972 по 1982 — ст. н.с филос. ф-та, с 1982 — проф. кафедры соц. филос. филос. ф-та МГУ. Канд. дисс. — "Теория "единого индустриального общества" и ее роль в современной идеологической борьбе" (1970). Докт. дисс. — "Критический анализ современной французской буржуазной философии истории" (1980). Гл. ред. ж. "Философия и общество", акад. Междунар. академии информатизации.
Общая направленность научных иссл. — филос. истории, зап. филос.-ист. течения и концепции, проблемы цивилизации (общее и особенное в цивилизации, генезис цивилизации, критерий цивилизации, фундамент цивилизации и др.), проблемы смысла и направленности ист. процесса, ист. познания и ист. сознания, диалектика рационального и иррационального в об-ве и т.д. Г. стал изучать "забытую" еще в 20-х гг. филос. истории как науку, исследующую универсальные характеристики ист. процесса, закономерности его развития и функционирования.
Провел демаркационную линию между филос. истории и соц. филос., что дало возможность изучать соц. и ист. процессы под разным углом зрения.
Он показал единство и многообразие мировой истории путем анализа сфер обществ. жизни, исследовал в неразрывном единстве он-тол. и гносеол. проблемы филос. истории.
Г. подчеркивает, что, с одной стороны, развитие человеческого об-ва носит объективный, независимый от людей характер.
Но, с др. стороны, об-во есть продукт взаимодействия людей, действующих сознательно и преследующих сознательно свои цели. Поэтому без онтологии нет гносеологии, но и без гносеологии нет онтологии.
В плане эпистемологии Г. указывает на необходимость изучения парадигм в соц. филос., играющих важную методол. роль. На базе той или иной парадигмы систематизируется знание, оно приобретает целостный и строго логический характер.
Одну из причин кризиса совр. обще-ствознания он видит в том, что в нынешнюю эпоху не признается никакая парадигма, сами соц. знания низводятся до обыденного уровня и тем самым теряют всякую научную ценность.
В политол.
Г. показал необходимость ист. подхода к полит. вопросам.
Без принципа историзма невозможно исследовать те или иные полит. процессы и явления.
В этой связи особое внимание уделяется таким важнейшим понятиям политол., как ист. и полит. пространство, многомерный и одномерный мир, полит. интересы и полит. цели, полит. традиции и полит. культура, политика и мораль и др. Важное место в творч. Г. занимают переводы.
Он перевел с франц. яз. ряд статей и монографий: Французские марксисты о диалектике.
М., 1982; Арон Р. "Мнимый марксизм". М., 1993; Ж.М.Денкэн. "Политическая наука". М., 1993; Арон Р. "Введение в философию истории". М., 1998; Арон Р. "Критическая философия истории". М., 1998; Арон Р. "Лекции по философии истории". М., 1998. Соч.:Марксизм и философская антропология // ФН. 1978. № 1; Современная французская буржуазная философия истории // ВФ. 1978. № 4; Современная французская буржуазная философия истории.
М., 1978; Ленинское философское наследие в трудах французских марксистов.
М., 1981; История философии в интерпретации "новых философов" // ФН. 1981. № 1; Философия истории Р.Арона // Там же. 1984. № 6; Марксистско-ленинское учение о войне и мире. М., 1986; Смысл и направленность исторического процесса.
М., 1987; Философия истории "новых правых" // ФН. 1987. № 8 (статья на франц. яз., опубликована в ж. "Sciences sociales". 1988. № 4); Общественный прогресс и будущее человечества // Общество как целостное образование.
М., 1989; Социально-философский анализ бюрократии и бюрократизма // В. МГУ. Сер."Философия". 1990. № 1; Философский портрет Р. Арона // Там же. 1992. № 1; Введение в философию истории.
М., 1993 (2-е изд. — М., 1999); Предисловие к кн. Р.Арона "Мнимый марксизм". М., 1993; Политика и мораль // Социально-политический журнал. 1996. № 2; XX век и формирование нового мирового политического пространства // В. МГУ. Сер."Политические науки". 1996. № 4; Политика и предвидение // Политология.
Курс лекций.
М., 1997; Философия истории: проблемы и перспективы // Философия и общество. 1997. № 2. Цивилизационный и формационный подходы дополняют друг друга // Диалог. 1997. № 3; Единство и многообразие исторического процесса // Философия и общество. 1998. № 1; Философия политики.
М., 1998; Социальный детерминизм и проблемы общественного развития.
М., 1998; Социальное познание // Философия и общество. 1999. № 2; Парадигмальный характер материалистического понимания истории // Карл Маркс и современная философия.
М., 1999; Кризис современной эпохи и философия постмодернизма // Философия и общество. 2000. № 2.