Гнесин Михаил Фабианович
род. 21 янв. (2 февр.) 1883 в Ростове-на-Дону, ум. 5 мая 1957 в Москве.
Композитор.
Засл. деят. иск. РСФСР (1927). Доктор искусствоведения (1943). В 1909 окончил Петерб. конс. по кл. композиции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова.
С 1908 вел муз.-просветит. работу в рабочих клубах Петербурга, затем — в Екатеринодаре и Ростове-на-Дону. Преподаватель теоретич. предметов в 1911—1913 в Екатеринодарском муз. училище РМО, в 1914—1921—в Ростовском-на-Дону муз. училище РМО. Основал муз. школу в Ростове-на-Дону. В 1920—1921 зав. муз. секцией Донского отдела нар. образования.
Один из создателей и директор нар. конс. в Ростове-на-Дону, проф. Донского археологич. ин-та. С 1923 преподаватель теоретич. предметов и композиции в Муз. училище им. Гнесиных в Москве.
В 1925—1936 проф. композиции Моск. конс. (вел также курс методологии преподавания гармонии и полифонии), в 1935—1944—Ленингр. конс., в 1944—1951 зав. кафедрой композиции в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных в Москве.
Гос. премия СССР (1946). Соч.: опера-поэма — Юность Авраама (1921—1923); для хора и орк. — симф. монумент "1905—1917" (сл. С. Есенина, 1927, Ленинград), кантата Красная Армия (1942—1943); для голоса и орк. — симф. дифирамб Врубель (сл. В. Брюсова, 1912, Петербург); для симф. орк. — симф. фрагмент из Шелли (К освобожденному Прометею, 1906—1908), Еврейский оркестр на балу у городничего (мал. состав), из музыки к "Ревизору" Н. В. Гоголя (1926), Траурные пляски (1917); для скр., влч., альта, кларнета, валторны и ф-п. — секстет Адыгея (1933); для 2 скр., альта, влч. и кларнета — На Волыни (1938); для ф-п. квинтета — Реквием (1911); для струн. квартета и арфы — Песня странствующего рыцаря (1929); для квартета — Вариации на евр. нар. тему (1916), сюита (1954); для ф-п. квартета — Соната-фантазия; для трио — Элегия-пастораль памяти "еврейского народного поэта О. Шварцмана (1940), Баллада на марийскую нар. тему (1941), Памяти наших погибших детей (1943); для скр. и ф-п. — соната (1928), сюита (1951); для влч. и ф-п. — Соната-баллада (1909, 2 ред. 1928), Тема с вариациями (1953); для ф-п. — Вариации на евр. нар. тему (1925); хоры — на сл. А. Блока и Ф. Сологуба; напевы для муз. чтения монологов и хоров с ф-п. (фрагменты из античных трагедий "Антигона" и "Царь Эдип" Софокла, "Финикиянки" Еврипида, 1913—1914, Петербург); для голоса с ф-п. — музыка к "Повести о рыжем Мотеле" (сл. И. Уткина, 1926), романсы (около 50) на сл. А. Пушкина, А. Блока, К. Бальмонта, П. Шелли и др., героическая песня-поэма Амангельды (сл. Джамбула, 1939); музыка к спектаклям и фильмам; обр. нар. песен (азерб., англ., арм., евр., казах., марийских, молд., морд., черкесских, чуваш. и др.); для ф-п. в 4 руки — циклы Песни народов СССР (1927), Песни и танцы адыгейских черкесов (1937, концертное перелож. для ф-п. в 2 руки 1958). Лит. соч.: Начальный курс практической композиции.
М. — Л., 1941, 2 изд., испр. и доп. 1962; Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове.
М., 1956.