Глинка Дмитрий Григорьевич
— действительный тайный советник, дипломат и социолог, сын Григория Андреевича (см.) от брака с Юстиной Карловной Кюхельбекер, родился 29 июля 1808 г., умер 14 мая 1883 г. в Лиссабоне.
Образование получил в благородном пансионе при Петербургском университете, где был учеником своего дяди по матери, декабриста B. К. Кюхельбекера (написанное последним стихотворное послание к племяннику "При пересылке притчи св. Дмитрия" напечатано в "Русской Старине" 1875 г., т. III, 86—87). Окончив пансион, в 1824 г. с правом на чин X класса, Г. 17 января 1825 г. поступил на службу в коллегию иностранных дел и занимал в наших миссиях должности второго секретаря в Копенгагене (с 15 мая 1831 г., переименован в младшие секретари 31 декабря 1835 г.), старшего секретаря в Стокгольме (с 20 марта 1837 г.), советника в Берлине (с 9 июля 1846 г.). Во время службы в Стокгольме с 22 мая 1841 г. по 14 марта 1844 г. исправлял должность поверенного в делах. 25 марта 1844 г. произведен в статские советники. 29 января 1850 г. назначен поверенным в делах при дворах Гессен-Дармштадтском, Гессен-Кассельском и Нассауском. 8 апреля 1851 г. произведен в действ. статские советники.
В 1853 г. был отправлен курьером во Франкфурт-на-Майне, где сблизился с Бисмарком.
Будучи сторонником союза России, Франции и Пруссии, Г. старался препятствовать антирусской политике прусского министра иностранных дел барона Мантейфеля. 8 июня 1853 г., Г. был уволен от должности поверенного в делах при Гессенском дворе, а 7 июля 1856 г. назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром в Рио-де-Жанейро и произведен на этом посту в тайные советники (17 апреля 1863 г.). 3 апреля 1871 г. перемещен на такую же должность в Лиссабон, где и оставался до своей смерти. 12 апреля 1881 г. произведен в действ. тайные советники.
Он имел высшие ордена св. Станислава 1-й ст. (1855 г.), св. Анны 1-й ст. (1860), Владимира 2-й ст. (1866) и Белого Орла (1875). Глинка написал по-французски и издал за границей две книги: "Esquisse d''une theorie du droit naturel" (Berlin, 1835) и "Philosophie du droit, ou l''explication des rapports sociaux" (Paris, 1842, 2 изд. Bruxelles и Leipzig, 1862). В 4-м издании вторая книга совершено переделана и озаглавлена: "La science de la societe humaine" (Paris, 1867 г.). С этого издания она была переведена на русский язык П. А. Бибиковым и издана под заглавием: "Наука о человеческом обществе" (СПб., 1870 г.). По теории Г. всеми общественными отношениями управляют идея права и идея свободы, которые находятся в постоянной борьбе друг с другом и вступают в различные комбинации.
Право создается разумной волей, которая направляется на вещественный предмет и оставляет на нем следы труда. Право становится тогда правом, когда оно проникнуто идеей. Оно развивается по законам логики, и в результате логического процесса является отпадение трудового элемента и воплощение в общественных учреждениях воззрения, что человек на вечные времена сохраняет право на вещи, составлявшие когда-либо его собственность.
Идея свободы вытекает из принципа одинакового духовного достоинства людей и логически приводит к отрицанию личного права, к поглощению собственности в пользу общества, т. е. к рабству личности.
Ни одна из этих идей не может совершенно поглотить другую, но преобладание первой ведет к деспотизму, а второй к террору.
Построение теории чисто метафизическое, хотя автор и восстает против немецких метафизиков.
Рецензии на труд Г. после выхода в свет русского перевода появились в "Деле" 1870 г., № 7 (Шелгунова), "Отечественных Записках" 1871 г., № 2 и "Знании" 1871 г., № 1. Г. был также большой любитель живописи и составил картинную галерею.
Женат он был на Юстине Христине Бангеман-Гейгенс и имел сына Николая (консул во Франкфурте-на-Майне, 1838—1884) и дочь Юстину (фрейлина, род. 1836 г.). Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов русских писателей", вып. III, 28; Брокгауз-Ефрон, "Энциклопед.
Словарь", т. XVI, (ст. А. Я., излагающая социальную теорию Г.); Лобанов-Ростовский, "Русская родословная книга", 1, 133—135; "Исторический Вестник", 1883 г., № 7, стр. 235—236; "Русская Старина", 1874 г., I, 723, 1893 г., IV, 423, 1898 г., III, 266, 267; "Адрес-календари"; "Списки гражданских чинов первых четырех классов"; "Очерк истории Министер.
Иностр. Дел"; Формулярный список (Государств. и Петроград.
Главн. Арх. Мин. Ин. Дел). Н. Чулков. {Половцов} Глинка, Дмитрий Григорьевич (1808—1883) — дипломат и писатель; был секретарем русского посольства в Лондоне, с 1857 г. чрезвычайным посланником в Рио-де-Жанейро, а с 1871 г. до своей смерти — в Лиссабоне.
Г. напечатал "Esquisse d''une theorie du droit naturel" (Берл. 1832) и "La philosophie du droit ou explication des rapports sociaux" (Пар. 1842); 4 изд. этой книги вышло под заглавием: "La science de la societe humaine" (Пар., 3867) и переведено на русский яз. П. А. Бибиковым: "Наука о человеческом обществе" (СПб., 1870 г.). Главная особенность социальной теории Г. заключается в том, что он не отождествляет идею права с идеей свободы, как это делают немецкие метафизики, и не считает право силой, но строго разграничивает эти две идеи, которые, по мнению Г., управляют всеми общественными отношениями, находятся в постоянной борьбе друг с другом и вступают в различные комбинации.
Право создается разумной волей, которая направляется на вещественный предмет и оставляет на нем следы труда. Но право становится только тогда правом, когда оно проникнуто идеей. Проникшись ею, оно начинает развиваться по законам логики.
В результате этого логического процесса является отпадение трудового элемента права и воплощение в общественных учреждениях таких, напр., воззрений, что человек на вечные времена сохраняет право на вещи, которые раз составляли его собственность.
Полному развитию права противодействует идея свободы, вытекающая из принципа одинакового духовного достоинства людей. В свою очередь идея свободы, логически развиваясь, приводит к отрицанию личного права, поглощению собственности в пользу общества, т. е. опять-таки к рабству личности.
В действительности ни одна из этих идей никогда не может совершенно поглотить другую; но уже одно значительное преобладание одной из них ведет или к деспотизму (право), или к террору (свобода).
Теория Г. построена не без таланта, но характер ее — чисто метафизический, хотя автор и громит немецких метафизиков.
А. Я. {Брокгауз}