Глиэр Рейнгольд Морицевич
род. 30 дек. 1874 (11 янв. 1875) в Киеве, ум. 23 июня 1956 в Москве.
Композитор.
Нар. арт. СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). Учился в 1891—1894 в Киевском муз. училище по кл. скрипки О. Шевчика.
В 1900 окончил Моск. конс. по кл. композиции М. М. Ипполитова-Иванова, контрапункт, фугу и формы проходил в кл. С. И. Танеева, гармонию у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса.
В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге.
С 1900 педагог.
В 1913—1920 проф. Киевской конс. (кл. композиции и оркестровый), в 1914—1920 директор конс. В 1920—1941 проф. Моск. конс. по кл. композиции.
В 1920—1922 зав. муз. секцией Моск. отд. народного образования, сотрудник муз. отд. Наркомпроса.
В 1920—1923 член этнографич. секции Пролеткульта.
С 1910 систематически выступал как дирижер, с 1930—с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах.
В 1938—1948 пред. Оргкомитета Союза композиторов СССР, Госпремии СССР (1946, 1948, 1950). Соч.: оперы — Земля и небо (опера-оратория по Дж. Байрону, 1900), Шахсенем (Баку, 1927, 2 ред. там же, 1934), Лейли и Меджнун (совм. с Т. Садыковым, Ташкент, 1940), Гюльсара (совм. с Т. Садыковым, Ташкент, 1949), Рашель (по Г. Мопассану, 1947, Москва, концертное исп.); балеты — Хризис, балет-пантомима (Москва, 1912), Клеопатра (Египетские ночи, балет-пантомима по А. С. Пушкину, Москва, 1926), Красный мак (с 1957—Красный цветок, Москва, 1927), Комедианты (по пьесе "Фуэнте овехуна" Лопе де Вега, Москва, 1931, новая ред. — Дочь Кастилии, Москва, 1955), Медный всадник, по А. С. Пушкину (Ленинград, Москва, 1949), Тарас Бульба, по Н. В. Гоголю (1951—1952); муз. драма — Гюльсара (Ташкент, 1936); кантата — Слава Советской Армии (1953); для симф. орк. — 3 симфонии: I (1903, Москва), II (1907, Берлин), III — Илья Муромец (1912, Москва), поэмы: Сирены (1908, Москва), Заповит (1939—1941), увертюры: Торжественная, к ХХ-летию Октября (1937, Москва), Ферганский праздник (1940), Увертюра на славянские народные темы (1941, Москва), Дружба народов, к 5-летию Советской конституции (1941, Свердловск), Победа, для симф. или дух. орк. (1945, Москва), Запорожцы, симф. картина-балет на сюжет картины И. Е. Репина (1926, Москва), поэма Героический марш Бурят-Монгольской АССР (1938, Москва); для влч. с орк. — концерт (1947, Москва); для валторны с орк. — концерт (1951, Ленинград); для арфы с орк. — концерт (1938, Москва); для голоса с орк. — концерт (1943, Москва); для дух. орк. — фантазия На праздник Коминтерна (1924), Марш Красной Армии (1924), увертюра XXV лет Красной Армии (1943, Москва); для орк. нар. инстр. — Симфония-фантазия (1943); 3 струн. секстета (1898, 1904, 1905); 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946); для ф-п. — 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества, 4 тетради (1908), 8 легких пьес (1909); для 2 скр. — 12 дуэтов (1909); для скр. и ф-п. — Романс (1902), 12 легких пьес (1909); для влч. с ф-п. — Баллада (1902), 12 листков из альбома (1910); для разных инстр. с ф-п. (1908); романсы (около 130) — В порыве слез, сл. Т. Гольденвейзер (1903), Придешь ли с новою весною (сл. М. Лохвицкой, 1903), О, не вплетай цветов (сл. Д. Ратгауза, 1904), Коль любить, так без рассудка (сл. А. К. Толстого, 1906), О, если б грусть моя (сл. Россвейн, 1906), Жить, будем жить (сл. Галиной, 1906), Сладко пел душа соловушко (сл. И. Лажечникова, 1908), Ночь серебристая (сл. Д. Ратгауза, 1908), Мы плыли с тобой (сл. Скитальца, 1909), Ночь идет (сл. И. Бунина, 1909), Проснись, дитя (сл. М. Лохвицкой, 1909), Лада (сл. Л. Столицы, 1912) и др.; песни — Будет Гитлеру конец (сл. И. Доронина, 1941), Храброе сердце (сл. А. Коваленкова, 1939); музыка к спектаклям (7) — "Царь Эдип" Софокла (1921, Москва), "Лизистрата" Аристофана (1923, Москва), "Свадьба Фигаро" Бомарше (1927, Москва), "Мольер" М. Булгакова (1936, Москва), "Фархад и Ширин" С. Вургуна (1946, Москва), "Цюй-Юань" Го Мо-жо (1954, Москва); музыка к фильмам — "Земля жаждет" (совм. с С. Н. Ряузовым, 1931), "Друзья встречаются вновь" (1939), "Алишер Навои" (совм. с Т. Садыковым, 1948) и др. Глиэр, Рейнгольд Морицевич (род. 11.I.1875 в Киеве, ум. 23.VI.1956 в Москве) — сов. композитор, дирижер, педагог, муз. деятель.
Первоначальное муз. образование получил в домашних условиях (уроки скр. у А. Вейнберга, К. Воута). В 1891—93 обучался в Киевском муз. училище у О. Шевчика (скр.) и Е. Рыба (теория композиции).
Музыку начал сочинять с 13 лет. В 1894 поступил в Московскую консерваторию, где его основными педагогами были И. Гржимали (скр.), А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, С. Танеев (композиция).
Оконч. консерваторию с золотой медалью (1900), будучи автором симфонии, октета, секстета, квартета, мелких пьес. В качестве дипломной работы представил оперу-ораторию "Земля и небо". В 1901 приступил к педагогической работе (в муз. школе Гнесиных).
С 1905 по 1907 жил в Берлине, изучал дирижирование под рук. О. Фрида. В 1908 начал систематическую деятельность в качестве дирижера.
В 1913—20 профессор композиции Киевской консерватории (с 1914 также директор).
В 1920 переехал в Москву, куда был приглашен профессором Московской консерватории (кл. композиции).
Одновременно заведовал муз. секцией Московского отдела народного образования (до 1922), вел муз. работу в Наркомпросе, Пролеткульте, дирижировал циклами общедоступных симф. концертов.
В 1923—25 выезжал в Баку для изучения фольклора, положенного в основу созданной им первой национальной азерб. оперы "Шахсенем"; в 1927 закончил поставленный в том же году на сцене Большого театра первый сов. балет на соврем. тему "Красный мак". К серед. 30-х гг. создал первую узбекскую муз. драму "Гюльсара". В 1937 возглавил московский союз композиторов, с 1938 по 1948 пред. оргкомитета СК СССР. В годы Великой Отечественной войны Г. с поразительной для его возраста энергией продолжал творческую и муз.-общественную работу.
После войны к этому добавились гастрольные поездки с авторскими концертами.
Заслуги Г. отмечены награждением его орденами Ленина (1945, 1950, 1955), Трудового Красного Знамени (1937), "Знак Почета" (1938), присвоением почетных званий засл. арт. РСФСР (1925), засл. деят. иск. РСФСР (1927), нар. арт. АзССР (1934), нар. арт. РСФСР (1935), нар. арт. УзССР (1937), нар. арт. СССР (1938). В 1941 ему была присвоена степень доктора искусствоведения.
Произведения его удостоены Гос. премий СССР (1946, 1948, 1950). Характерными чертами творчества Г. являются верность традициям рус. муз. классики, жизнеутверждающее мироощущение, пластичный, ясный муз. язык, щедрая мелодика, как правило отмеченная близостью к мелосу рус. народной песни, повествовательный характер музыки.
Историческая заслуга Г. — осуществление непосредственной, живой связи между рус. классической муз. школой и сов. музыкой.
Большое значение для отечественной муз. культуры имела его многолетняя педагогическая деятельность (1901—41). Его учениками в разное время являлись С. Прокофьев, Н. Мясковский, Б. Лятошинский, Л. Ревуцкий, А. Хачатурян, Л. Книппер, Н. Раков, А. Новиков, А. Давиденко, А. Мосолов, Г. Литинский, Н. Иванов-Радкевич, А. Юрасовский, Б. Александров, И. Способин, А. Альшванг, С. Бугославский и др. Соч.: оперы "Шахсенем" (1927, 2 ред. 1934), "Лейли и Меджнун" (1940), "Гюльсара" (1949) — обе соавт. Т. Садыков; "Рашель" (1947), "Земля и небо", опера-оратория (соч. 1900, конц. исп. 1903—04); кантата "Слава Советской Армии" (1953); балеты "Хризис" (1912), "Клеопатра" ("Египетские ночи", 1926), "Красный цветок" (первонач. "Красный мак", 1927), "Комедианты" (1931), "Медный всадник" (1949), "Тарас Бульба" (соч. 1952); 3 симфонии (I — 1900, II — 1907, III — "Илья Муромец" — 1911); поэмы "Сирены" (1908), "Заповiт", к 125-летию со дня рожд. Шевченко (1939), симф. карт. "Тризна" (1915), "Запорожцы" (1921), увертюры, в т. ч. Торжественная (1937), Героический марш (1935) и др. произв. для орк.; Марш Красной Армии, фантазия "На праздник Коминтерна" (1924) и др. произв. для дух. орк.; концерты для арфы (1938), для колорат. сопр. (1943), для влч. 1947), для валт. (1951) с орк.; камерно-инстр. анс., в т. ч. Октет (1900), 3 секстета (1898, 1904, 1905), 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946), Баллада для влч. и фп. (1902), 8 пьес для скр. и влч., 12 дуэтов для скр. и др.; пьесы для разн. инстр., в т. ч. Романс для скр. и фп. (1902), ок. 200 пьес для фп. (в 2 р., 4 р., для 2 фп.), 20 хоров, ок. 130 романсов, музыка к спект., к/ф и др. Глиэр, Рейнгольд Морицевич Род. 1874(75), ум. 1956. Композитор, музыкальный деятель, педагог.
Создатель балетов "Красный мак" (1927; с 1957 — "Красный цветок") и "Медный всадник" (1949), оперы "Шахсенем" (1927) и др. музыкальных произведений.
С 1913 г. профессор Киевской, с 1920 г. — Московской консерватории.
Лауреат Сталинской премии (1946, 1948, 1950), народный артист СССР (1938).