Гизатов Казбек Тазиевич
(р. 1925) — спец. по эстетике; д-р филос. наук, проф. Род. в Ульяновске.
Участник Великой Отеч. войны. Окончил ист.-филол. ф-т Казанского гос. ун-та: В 1960—1961 — асп. кафедры филос. того же ун-та; в 1962—1965 — зав. отделом филос. ж. "Коммунист Татарии". Ст. преп. Каз. гос. консерватории (1965), зав. кафедрой марксизма-ленинизма там же (1966—1977), зав. кафедрой филос. Каз. финансово-экон. ин-та (1977—1987). С 1987 — в Каз. гос. ин-те искусств и культуры: проф., с 1989 — зав. кафедрой филос. и политол.
Докт. дисс. — "Диалектика национального и интернационального в советском искусстве" (1978). Заслуженный деятель науки Татарстана.
В кн. "Национальное и интернациональное в сов. искусстве" (Казань, 1974; 2-е изд. — 1982) нац. в искусстве впервые исследуется с применением системного подхода.
Нац. в искусстве понимается как совокупность трех структурных элементов: 1) соц.-психол., 2) внепсихол., 3) художеств.
Каждый из этих элементов имеет свою структуру.
Проводится т. зр., согласно к-рой нац. характер — не "иллюзия", "миф" или "совокупность специфических черт" (такое толкование ведет к противопоставлению одних народов др.), а конкретное проявление общечеловеческая черт. Нац. характер в искусстве — это эмоционально-образное отражение художником в свете его мировоззрения и эстетич. критериев нац. характера в самой объективной действительности.
Анализируя "внепсихологическое", Г. выделяет в нем соц.-этнографическое и природно-географическое; исследуя художеств. и вычленяя в этой подсистеме эмоциональность и образность, раскрывает внутр. механизм эстетич. переживаний, к-рые испытывает как потребитель художеств. ценности, так и художник в процессе созидания данной ценности.
В соответствии с этим вводит понятие художеств. императива эпохи. Отвергая утвердившиеся толкования реализма как "правдивого изображения действительности", обосновывает положение о том, что гл. критерий реалистического метода, как и др. методов,— не в гносеол. сфере ("правда" или "неправда"), а в сфере конструктивной (способы художеств. отражения жизни). Исследуя художеств. метод как систему элементов, Г. выделяет в качестве структурных элементов: 1) способ художеств. обобщения; 2) толкования художником объективного назначения искусства; 3) принцип тенденциозности в искусстве; 4) эстетич. идеал художника; 5) образность искусства.
Обосновывает координационный и субординационный характер взаимосвязи этих элементов в художеств. методе как единой целостной системе ("Метод социалистического реализма". Казань, 1988). Г. опубликовал также ряд работ по проблеме соц. активности ["Дорогу осилит идущий (соц. активность советского человека)". Казань, 1987, и др.].