Гиренок Федор Иванович
(р. 17.03.1948) — спец. по филос. онтологии, проблемам экологии; д-р филос. наук, проф. Род. на Алтае. В 1971—1976 учился на филос. ф-те МГУ. В 1979 окончил асп. того же ф-та. С 1980 — мл. н. с. Центр. совета филос. семинаров при Президиуме АН СССР. С 1984 — ст. н.с, с 1989 — вед. н. с. этого совета.
С 1990 по 1992 — вед. н. с. ИНИОН АН СССР, с 1992 — вед. н. с. ИФ РАН. С 1999 — проф. кафедры филос. антропологии филос. ф-та МГУ. Докт. дисс. — "Экология как феномен самосознания цивилизации" (1989). Г. считает себя философом археоаван-гарда. Приведем его обоснование своей т. зр. Филос. близка литературе.
И это накладывает на философа дополнительные обязанности.
Точность филос. мышления достигается разработкой не только спец. техн. языка, но и поэтической организацией филос. текста, а также использованием глубинных ресурсов языка: пословиц, поговорок, сказок, языка повседневности, нац. идиом. Археоавангардисты ориентируют свои филос. тексты на чтение вслух, на голос. И поэтому тексты должны быть краткими и занимательными.
Они должны не скрывать лежащие в их основе метафоры, а показывать их, что требует определенного синтаксиса.
Идеальный филос. текст является, по мнению Г., бессловесным, а речь — немой. Бессловесность текста и немота речи задают, как он полагает, такой горизонт рассмотрения проблем, внутри к-рого устанавливается сопряжение "архе" и авангарда.
Реализация идей филос. археоавангарда привела к необходимости пересмотра всей системы филос. понятий, и прежде всего, понятия "Бытие". Бытие — это не присутствие, не то, что связано со временем или местом, а то, что существует в режиме ускользания.
А если бытие ускользает, то что же остается? Остается нечто временное, преходящее и в этом смысле условное.
Во временном обнаруживаются следы присутствия слова. Решивший пойти по следам слова никуда не придет в силу ускользания бытия. Пути условного ведут в бесконечный тупик, в пространство пата. Это пространство создается обменом знаками между дуальными структурами.
Археоавангард исходит из того, что жизни достаточно языка чувств, а истине — языка мышления.
Но язык мышления, считает Г., неприменим к жизни. И в момент отсутствия истины, ее децентриро-вания этот язык образует самозамкнутое симулятив-ное пространство культуры.
В основе любой культурной симуляции лежит др., отношение к др. Симуляция и временное, условное обнаруживают фундам. тождество.
Что же противостоит временному? Дословное.
Бытие ускользает в быт. Дословность чувства начинает противостоять симуляциям рефлексивного сознания, временному.
Симуляции ума могут привести к безумию.
Дословность чувства — к бесчувствию.
От безумия человека спасает заумь. От бесчувствия — задушевность, сердечность.
В поисках сердечности зауми и состоит, по мнению Г., смысл филос. археоавангарда.
Соч.: Экология, цивилизация, ноосфера.
М., 1987; Диалектика и эклектика в исследовании человека // Диалектика и научное мышление.
М., 1988; Русский космизм.
М., 1990; Судьба русской интеллигенции.
М., 1991; Явь и грезы бесконечного тупика // Социум. 1992. № 5; Новое язычество // Кризис современной цивилизации.
Выбор пути. М., 1992; Ускользающее бытие М., 1994; Метафизика мага. М., 1995; Картография дословности.
Патология русского ума. М., 1998; Антропологические конфигурации философии // Философия хозяйства. 2001. № 1.