Гинцбург барон Давид Горациевич
— ориенталист, писатель и общественный деятель; род. в 1857 году в Каменец-Подольске.
Получив домашнее образование и основательно изучив восточные языки под руководством таких ученых, как Адольф Нейбауэр, Сениор Закс и Гирш Рабинович, Гинцбург 20-ти лет от роду был удостоен степени кандидата Петербургского университета, успев прослушать курсы ориенталистов Ст. Гюара в Париже и барона В. Розена в Петербурге; позже (1879—80) он изучал арабскую поэзию под руководством Альвардта в Грейфсвальде.
Результатом этих занятий были издание "Tarschisch" Моисея ибн-Эзры (выпущено обществом Mekize Nirdamim) и подготовка комментированного арабского перевода того же произведения.
Кроме того, Гинцбург издал "Ibn-Guzman" и напечатал статьи различного содержания в "Записках Вост. отдел. Имп. Археолог. общества" (1893), "Трудах Неофилологического общества" 1892), "Журнале Мин. народного просвещения" (о первой еврейской школе в Сибири) и др. — Будучи страстным поклонником еврейского искусства, Г. издал в сотрудничестве с B. B. Стасовым капитальный труд "L''ornement hebreu" (Берлин, 1903), где приводятся образцы евр. орнаментов, извлеченные из разных сирийских, йеменских и африканских евр. рукописей.
Литературно-ученая деятельность Г. вообще весьма значительна: ему принадлежат каталог и описание рукописей Института восточных языков при Мин. иностранных дел и ряд статей в Revue des Etudes Juives, Revue Critique, "Вопр. философии и психологии" ("Очерк истории каббалы"), "Восходе", Hameliz, Hebr. Bibliographie, Hajom, Hakedem и др. периодических изданиях, а также в юбилейных сборниках в честь Цунца, Штейншнейдера, Хвольсона, Гаркави, бар. Розена и др. Здесь уместно упомянуть и о библиотеке Г., одной из значительнейших в Европе (см. Библиотеки), содержащей ряд редчайших книг и ценных рукописей.
Среди рукописного отдела особенно важны: махзоры (испанск., итальянск., прованс., африканск.); "диваны" крупнейших поэтов испанской эпохи; ценные рукописи йеменского происхождения по разнообразнейшим отраслям науки; части древнего экземпляра Талмуда, спасенного из огня во время аутодафе;
Иерушалми с толкованиями С. Сирильо каббалистического и философского содержания, между прочим, принадлежащие Исааку Абрабанелю; древнебибл. рукописи с Таргумом и арабск. переводом и мн. др. Из печатных книг библиотеки останавливают на себе внимание редчайшие инкунабулы и книги на пергаменте: Библия Бомберга, часть венецианского Талмуда 1522 г., старинные полиглотты, между прочим, Комплютензийская, "Семаг" с пометками Рамо и др. Эта любовно собранная библиотека служит олицетворением глубокой преданности Гинцбурга еврейской литературе. — Как общественный деятель Г. является председательствующим с.-петербургской евр. общины, состоит членом комитетов Общества для распростр. просвещения между евреями и Общества распространения земледельческого труда среди русских евреев, председателем Центрального комитета Евр. колонизационного общества, учредителем Общества востоковедения, председателем общ. Ховеве Сефат Эбер, членом Ученого комитета Мин. народного просвещения, пожизненным членом Имп. Русск. археолог. общества и парижского Societe Asiatique; он же один из учредителей Societe des etudes juives в Париже. — При ближайшем участии Гинцбурга возникло Общество для научных еврейских изданий, членом комитета которого он состоит.
Г. является одним из общих редакторов настоящей Евр. Энциклопедии, идея об издании которой нашла в нем горячее и деятельнейшее сочувствие; он первый поддержал эту мысль, и его содействию Энциклопедия в значительной мере обязана своим осуществлением.
Ему же обязаны своим возникновением Курсы востоковедения в С.-Петербурге, где Г. состоит не только ректором, но и читает ряд курсов (по талмудической, раввинской, арабской литературам, семитическому языковедению и средневековой религиозной философии). — В течение многих лет Г. является неустанным защитником еврейских интересов, следуя в этом отношении примеру своих отца и деда. Не только широкие общественные нужды, но и горести отдельных евреев, страдающих от бесправия, находят в нем теплый отклик, и благодаря своему влиянию в правительственных сферах Гинцбургу многократно удавалось восстанавливать правонарушения в отношении как целых групп, так и частных лиц. Преданность Г. еврейской традиции создала ему почетное имя и в ортодоксальных кругах.
Вопросы внутренне-религиозного быта и просвещения евреев глубоко волнуют Г., с исключительной готовностью идущего навстречу духовным нуждам общин. Всякое культурное общественное начинание находит в нем поддержку, нравственную и материальную; так, напр., он — основатель Общ. пособия бедным евреям г. С.-Петербурга и общ. "Маахол кошер" для евр. учащегося юношества, попечитель евр. сиротского дома в Петербурге, Минской земледельческой фермы, Новополтавской сельскохозяйственной школы для евреев-колонистов.
В 1910 г. Г. назначен председателем первого "Съезда евреев по вопросам их религиозного быта". Г. Генкель. {Евр. энц.}