Гиляров Алексей Никитич
— профессор философии, сын публициста Н. П. Гилярова-Платонова; род. в Москве в 1856 г., где кончил университет; был приват-доцентом по философии в том же университете, в 1887 г. переведен в Киевский университет.
В своих первых трудах: "Платонизм, как основание современного мировоззрения, в связи с вопросом о задачах и судьбе философии" (М., 1887) и "Значение философии" (Киев, 1888), Г., под влиянием изучения истории философии, обнаруживает отрицательное отношение к философии, как науке. Философия есть лишь, вызванная стремлением нашего духа к высшему удовлетворенному единству, попытка примирить две вечно враждующие в нашей жизни истины — истину ума и истину сердца.
Из всех философов самым ярким представителем такого взгляда служит Платон, и Г. сделал его центральным пунктом своих занятий философией.
В Платоне философский гений достиг наибольшей высоты; все дальнейшие системы были или переработкой учения Платона, или эклектизмом из предшествовавших ему учений.
Такое увлечение Платоном сказалось и на чисто историческом труде Г.: "Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции" (М., 1888, магистерская диссерт.). Вопреки господствующим взглядам, Г. думает, что Платон не уступает Аристотелю в достоверности сообщаемых им сведений.
Извращать известия о софистах Платону не позволяли ни общие его взгляды, ни обычные его приемы, и если сведения Платона о других философах, помимо софистов, вполне достоверны, то почему же думать, что про софистов он выдумывал небылицы? В последнем труде в Г. заметен поворот к признанию за метафизикой научного значения.
Истина, по его мнению, лежит в совмещении платонизма с учением о развитии.
О Г. см. Э. Радлов, "Русские работы по истории греческой философии" ("Ж. М. Н. Пр.", 1890, 4); А. Козлов, "Новейшее исследование о Платоне" ("Вопр. филос. и психол.", кн. 11). Я. Колубовский. {Брокгауз} Гиляров, Алексей Никитич (род. 1856) — философ и преподаватель философии, сначала в качестве приват-доцента Московского, а после 1888 — профессора Киевского ун-та. В 1922 Г. был избран действительным членом Украинской академии наук по социально-экономическому отделению.
С 1926 начал печатать в "Записках" этого отделения новый труд, рассчитанный на 2 тома: "Схема истории философии в освещении исторического материализма". Гилярову принадлежат работы: Платонизм, как основание современного мировоззрения, Москва, 1887; Значение философии, Киев, 1888; Греческие софисты, М., 1888; Источники о софистах.
Платон как исторический свидетель, Киев. 1891; Обзор трудов по греческой философии, Киев, 1896; Обзор философской литературы за последние годы, Киев, 1898; Что такое философия и что она может и чего не может дать, Киев, 1899; Новейшие попытки философского синтеза на научной почве, Киев, 1901; Что нужно читать, чтобы заниматься философией?, Киев, 1901. В философии Г. видит своеобразную форму мифотворчества, полагая, что философия не может быть наукой, но лишь наукообразным учением.
Наиболее богатыми философскими построениями Г. считает в древности платонизм, в новейшее время — учение Фехнера, к онтологии и космологии которого он примыкает в последнем своем крупном труде ("Философия в ее существе, истории и значении", 1918). В теории познания Г. — релятивист и скептик.
Наряду с философскими работами Г. напечатал в 1890-х гг. несколько работ по органической химии — итог 8-летних занятий в химической лаборатории Киевского ун-та — и несколько трудов по западной литературе; из них книга "Предсмертные мысли 19 в. во Франции" сыграла видную роль в формировании идеологических, а частично даже литературных тенденций младшего поколения русских символистов (А. Белый, В. Иванов).
Гиляров, Алексей Никитич (1856—1938) — историк западноевроп. филос., спец. по теории филос. знания, литературовед.
Род. в Москве; сын Н.П. Гилярова-Платонова.
С 1876 — студент классич. отделения ист.-филол. ф-та Моск. ун-та. По окончании Моск. ун-та нек-рое время учился в Париже у известного психиатра и психолога Ж.Шарко. Увлекся историей филос. Приват-доц. Моск. ун-та (с 1885). В 1887 перевелся на кафедру филос. в ун-т Св.Владимира (Киев), проф. В 1888 защитил магистерскую дисс. "Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции", в 1892 — докт. дисс. — "Источники о софистах.
Платон как исторический свидетель". В 1891 стал проф. Вел курсы "Введение в философию" и по истории заруб. филос. ("Философия в ее существе, истории и значении"). Свободно владел греч., латынью, нем., англ. и итал. яз. Выезжал в научные командировки в библиотеки Берлина, Мюнхена, Парижа и Лондона, результатом к-рых явились его библиографические очерки и обзоры заруб. литературы по истории филос., отличающиеся высоким профессионализмом и научной добросовестностью.
Одновременно Г. изучает неорганическую химию, образует в Киевском ун-те собственную лабораторию, в к-рой (1894—1902) ведет иссл. в обл.ор-ганического синтеза.
Кроме того, он много времени отдает экспериментальной психологии, занимаясь проблемами психол. права, "гипнотизма", "психологии толпы" и др. С 1922 — акад. Всеукраинской Академии наук (ВУАН). Руководил семинаром по соц. филос. при ВУАН, объединявшей молодых философов и ученых (среди них — В.Ф.Асмус и М.А.Дынник).
Как отмечают исследователи его филос. концепции Ю.В.Кушаков и М.Л.Ткачук (см.: "Философская и социологическая мысль". Киев. 1990. № 5), Г. прошел непростой путь дух. развития: начав в конце 80-х гг. XIX в. как убежденный приверженец Платона, к началу 1900-х гг. — приходит к сходным взглядам с нем. психофизиком Г.Т.Фехнером.
Рассматривая материю и дух как два определения одной первоосновы, полагающей и внешн. природу и внутр. мир человека, Г. склонялся к примирению материального и идеального в духе пантеизма.
В.В.Зеньковский пишет, что "синехология" Г. очень близка к софиологическим построениям. "Вселенское существо", с т. зр. Г., не м.б. оторвано от материальных процессов, как и сознание — от мозга. Отсюда — попытки Г. овладеть химией и раскрыть связь психического с хим. Г. выступал против сциентистского истолкования филос. знания, против редукции филос. к науке; филос., прежде всего, мудрость.
Основу ист.-филос. концепции Г. составляет истолкование им филос. как мировоззрения, задающего человеку систему смысложизненных координат миропонимания, самосознания и поведения.
Филос. представляет для него творч. деятельность, направленную "к построению или указанию основ, устоев для построения такого цельного и слаженного миропонимания, к-рое бы отвечало всем требованиям нашего духа, одинаково теор., нравственным, эстетич., помогало бы разбираться во всех сложных вопросах и давало бы для жизни руководств" ("Философия в ее существе, значении и истории". Киев, 1918. Ч.1. С.65). Филос., по Г.,— это своеобразная деятельность, тесно связанная с наукой, религией, поэзией.
Ее задача — примирение "двух вечно враждующих в нашей жизни начал — истины ума и истины сердца". Их синтез есть "эстетич. начало", или красота.
Временный характер этого синтеза обусловливает перемены в филос. Системой, близкой к идеальному типу филос., является, по Г., платонизм.
Исследуя с позиций гуманизма проблему классового и общечеловеческого в ист. филос., Г. делает вывод о том, что содержание филос. систем не является исключительно класс. достоянием.
Неся заряд общечеловеческого, эти системы могут находить своих приверженцев в разл. классах об-ва. Соч.: Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии.
М., 1887; Значение философии // Киев. унив. изв. 1887. № 11; Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции.
М., 1888; Источники о софистах.
Платон как исторический свидетель.
Киев, 1892; Гипнотизм по учению школы Шарко и Психологической школы. Киев, 1894; Новые книги по истории средневековой и древней мысли (за 1889—1894) // Киев. унив. изв. 1895. № 6, № 11; Старые поэты в новых русских переводах.
Данте, Боккаччо, Ариосто, Сервантес, Байрон.
Критический очерк с точки зрения учения о поэзии как выражении вселенского логоса.
Киев, 1895; Обзор трудов по греческой философии за 1892—1896 гг. Киев, 1896; Обзор философской литературы за последние годы. Киев, 1898; Что такое философия и что она может и чего не может дать? Киев, 1899; Предсмертные мысли XIX века во Франции.
Очерк миропонимания современной Франции по ее крупнейшим литературным произведениям.
Киев, 1901; Новейшие попытки философского синтеза на научной почве // Киев. унив. изв. 1901. № 11; Что нужно читать, чтобы заниматься философией? Киев, 1902; Рецензия на кн.: Г.Челпанов.
Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности.
Ч.2. Представление пространства с точки зрения гносеологии.
Киев, 1904 // Киев. унив. изв. 1904. № 11; Введение в философию.
Киев, 1907; Пособие по истории новой философии.
Лекции. Киев, 1914; Руководство к изучению философии.
Киев, 1916; Философия в ее существе, значении и истории: В 2 т. Киев, 1918—1919. А.П.Алексеев