Гибшман Александр Карлович
— инженер путей сообщения, писатель; сын пастора, род. 11 августа 1839 г. в приходе Сикелп (Курляндия), в 1860 г. окончил Петербургский университет со степенью кандидата математических наук и поступил в Институт инженеров путей сообщения.
Выпущенный оттуда в 1863 г. с чином поручика, служил в Главном обществе российских железных дорог до 1866 г. и в Обществе Одесско-Балтской железной дороги до 1873 г., занимая технические должности по службе подвижного состава и тяги. В 1873 г. причислен к Техническо-инспекторскому комитету железных дорог и командирован на завод Русского общества механических и горных заводов для наблюдения за постройкой паровозов.
В 1879 г. назначен центральным инспектором по надзору за изготовлением подвижного состава на русских заводах, а потом членом комиссии по рассмотрению эксплуатационных смет железнодорожных обществ, и в 1883 г. членом Высочайше утвержденного совещания Министерства путей сообщения для обсуждения вопросов о правительственном надзоре за железнодорожными тарифами и представителем от Министерства путей сообщения в комиссию, учрежденную при Министерстве финансов для обсуждения вопроса об упорядочении на будущее время деятельности русских заводов, изготовляющих железнодорожные принадлежности.
С 1885 г. состоял членом технических совещаний при департаменте железных дорог, и в 1889—1890 гг. исполнял обязанности председателя III отдела совещаний по подвижному составу железных дорог. В 1885 г. назначен участковым инспектором Балтийской, Царскосельской и Сестрорецкой железных дорог, в 1887 г. — членом учебного отдела Министерства путей сообщений, в 1889 г. — инспектором С.-Петербурго-Варшавской железной дороги и в 1892 г. по упразднении местной инспекции — одним из 12 инспекторов центральной инспекции.
В 1893 г. произведен в действительные статские советники.
Умер в августе 1893 г. на 52 году. Будучи членом Имп. Русского Технического общества, Г. принимал участие в разработке многих учебных технических вопросов, в особенности по железнодорожному отделу, непременным членом которого был избираем много лет подряд.
Своими строгими требованиями по отношению к заводам, поставлявшим подвижной состав, он способствовал постановке дела на правильную почву и улучшению производства паровозов и вагонов.
В "Журнале Министерства Путей Сообщения" Г. напечатал следующие статьи: в 1872 г. — "Заметка о постройке 600 вагонов в мастерских Одесской железной дороги"; в 1873 г. — "Сопротивление при движении поездов на железных дорогах", "О порче паровозных котлов и испытании их гидравлическим давлением" и "Об отоплении паровозов антрацитом на Одесской железной дороге"; в 1886 г. — "О службе стальных рельсов на германских железных дорогах.
По поводу проектированных сталерельсовым съездом технических условий для рельсов", "Очерк постройки железнодорожного подвижного состава в России и описание важнейших типов, построенных нашими заводами"; в 1887 г. — "Описание важнейших типов подвижного состава, построенных нашими заводами" (награждена в 1888 г. премиею, присуждаемою конференцией Института инженеров путей сообщения за наилучшие статьи в "Журнале Министерства Путей Сообщения"), "Общие правила движения североамериканских железных дорог", "Правила для движения поездов по телеграфному соглашению в Северной Америке" и "Североамериканский закон для регулирования провозной платы железных дорог"; в 1888 г. — "О расширении станций на германских железных дорогах"; в 1889 г. — "О паровозах с двухкратным расширением пара (системы компаунд) и работах инженеров юго-западных железных дорог"; в 1890 г. — "Новый швейцарский закон о времени обязательного отдыха служащих на железных дорогах и в других перевозочных предприятиях". Житков, "Биогр. инж. пут. сообщ.", вып. 3; Венгеров, "Крит.-биогр. словарь", 2 изд., т. I. {Половцов}