Гезен Август Матвеевич
— действительный статский советник, член Совета министра народного просвещения; родился 17 апреля 1817 г. По вероисповеданию католик, он происходил из прусских подданных.
В 1835 г. поступил на медицинский факультет Московского университета и по окончании на нем курса утвержден 3 марта 1841 г. лекарем 1-го отделения. 8 октября 1842 г. назначен учителем физики и химии в Московскую Практическую Коммерческую академию.
Уволенный по прошению 5 сентября 1844 г., он 25 сентября 1845 г. вторично был определен туда же учителем химии. 17 октября 1849 г. принял русское подданство. 27 июня 1851 г. произведен в коллежские асессоры, 28 октября того же года — в надворные советники и 21 апреля 1852 г. в коллежские советники.
Преподавал также химию в Московском Коммерческом училище.
В 60-х годах Г., в чине статского советника, состоял при министерстве внутренних дел и занимался по департаменту духовных дел иностранных исповеданий.
Перейдя затем на службу в министерство народного просвещения, он был деятельным участником реформы графа Д. А. Толстого.
Как заведующий реальными и техническими училищами Гезен неоднократно был командирован гр. Толстым за границу для изучения устройства тамошних подобных училищ.
Назначенный в 1877 г. членом Совета министра народного просвещения, участвовал в комиссии, выработавшей новый университетский устав. Кроме того, Г. работал и в министерстве внутренних дел по делам иностранных исповеданий.
Состоя в дружеских отношениях с М. Н. Катковым, Г. сотрудничал в "Московских Ведомостях" и "Русском Вестнике". Кроме того, в "Современной Летописи" напечатана была его статья: "Русские церковные песни, употреблявшиеся у римских католиков в половине XVIII века" (1870 г., № 13) и "Добросовестность и ученость некоторых из наших реалистов в споре о классическом и реальном образовании" (1871 г., №№ 18 и 19). Его перу принадлежит обширный труд "История славянского перевода символа веры". Труд этот, удостоенный Уваровской премии, составляет несомненный вклад в богословскую литературу, так как вопрос этот, необходимый при изучении постепенного развития христианской терминологии в славяно-русском языке, до Гезена совершенно не был затронут наукой.
Г. поставил себе задачей восстановить, по имеющимся данным, первоначальный текст славянского перевода разных символов веры и затем указать последовавшие с течением времени изменения в этом тексте.
К труду архиепископа Саввы "Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки" (М., 1863 г.) приложены 5 больших таблиц, собранных и объясненных Гезеном.
Г. умер 19 августа 1892 г. в Петербурге и похоронен на Католическом кладбище на Выборгской стороне. "Журнал Мин. Нар. Просв.", 1885 г., № 11 (отзыв Г. А. Воскресенского). — Адрес-календари. — "Новое Время", 3 сентября 1892 г., № 5932. — "Всемирная Иллюстрация", 1892 г., т. XLVIII, стр. 231. — Формулярный список (дело о дворянстве Г. в архиве Москов.
Дворян. Депутат.
Собрания). — "Моск. Вед.", 1892 г., № 232. {Половцов}