Герсеванов Михаил Николаевич
— директор Института инженеров путей сообщения; род. в 1830 г. В 1851 г. окончил курс Главного инженерного училища (ныне Николаевск. инженерное училище и академия).
Прослужив некоторое время в киевской крепости, Г. в 1856 г. был командирован за границу для подготовки к учебной службе в Инженерном училище.
С 1857 г. он состоял репетитором, преподавателем и наконец адъюнкт-проф. по строительному искусству.
В 1862 г., продолжая служить в Академии, Г. был назначен состоять для особых поручений при ген.-адъют. Тотлебене.
В 1868 г., по приглашению барона Николаи, начальника главного управления наместника кавказского, был назначен на должность главного инспектора гражданских сооружений на Кавказе, где прослужил 25 лет до ее упразднения в 1883 г. На Кавказе, под руководством Г., построено более 500 в. военно-стратегических шоссейных дорог и разработаны многие важные вопросы, относящиеся к устройству минеральных вод, портов, ирригации, дорог шоссейных и железных, к колонизации, размежеванию земель и т. д. Вступив в 1883 г. в управление институтом путей сообщения, Г. обратил главное внимание на приведение программы преподавания в соответствие с современным состоянием науки и инженерного искусства и, в особенности, с требованиями, которые предъявляет к инженерам практическая служба.
По почину Герсеванова создался ряд обстоятельных печатных курсов почти по всем предметам преподавания и основано особое издание — "Сборник Инст. инж. путей сообщ.". Г. был поднят также вопрос о создании инженерам в России дельных помощников, подобных французским conducteur des ponts et chaussees. Вопрос этот проведен ген.-адъют. Посьетом в законодательном порядке, и теперь у нас начинают постепенно появляться техники путей сообщения.
С 1885 г. Г. назначен вице-председателем образованной, под председательством П. А. Фадеева, при мин. путей сообщ. комиссии по устройству коммерческих портов.
Комиссия эта в короткое время устроила и привела в порядок главные порты России.
С того же 1885 г. Г. поручено главное наблюдение за изданием "Журн. М. П. С.". Вне службы Г. посвятил немало времени и трудов образованию и развитию созданного при его участии "Рус. техн. общ." и первого из его провинциальных отделений — кавказского, которого он состоял председателем.
Ему же принадлежит мысль об образовании при обществе комиссии по техническому образованию.
По переходе в СПб., Г. в 1885 г. избран в вице-председатели технического общества, каковой пост сохранил до конца 1892 г. Большая часть учено-литературн. работ Г. относится к инженерным вопросам и преимущественно к гидротехнике; остальная — к вопросам педагогическим.
Труды Г. печатались в "Инж. Ж. Воен. Вед.", в "Ж. М. П. С.", в "Зап. Имп. Рус. Техн. Общ.". Много статей его помещено в газете "Моск. Ведом. "Кавказ" и друг. Из трудов Г. останавливают на себе внимание "Лекции о морских сооружениях", явившиеся первым капитальным сочинением по морскому строительному искусству в России (удостоены Демидовской премии); "Очерк положения ирригации в Закавказье"; "Очерк гидрографии Кавказского края"; "Об обводнении южной степной полосы России"; "Записка о предполагаемой для Кавказского края сети главнейших дорог" и др. Будучи очень плодовитым и разнообразным деятелем в нашей технической литературе, Г. старался подвинуть на этот путь окружавших его лиц в ведомствах военно-инженерном и путей сообщения.
Указанием предметов для исследования, советом и, в особенности, содействием по напечатанию написанных статей, Г. помог образоваться довольно значительному кружку техников-литераторов, благодаря которым у нас появились и свои руководства по инженерному делу, и подробные исследования производящихся в России работ. {Брокгауз} Герсеванов, Михаил Николаевич (25 марта 1830 — 16 мая 1907) — рус. инженер-строитель и ученый в области гидротехники.
Окончил Главное инженерное училище в Петербурге (1851). С 1857 — преподаватель этого училища.
В 1862—68 консультировал строительные работы в Кронштадтском, Николаевском, Керченском, Одесском и др. портах.
В 1868—83 — гл. инж. гражданских сооружений на Кавказе, где под его руководством строились шоссейные дороги и осуществлялись инженерные сооружения.
С 1883 по 1901 — дир. Ин-та инженеров путей сообщения в Петербурге.
В 1885—93 — зам. председателя комиссии по устройству коммерч. портов.
Г. одним из первых в России поставил вопрос о подготовке для транспорта и пром-сти среднего технич. персонала.
Являлся одним из организаторов и руководителей Рус. технич. об-ва и его Кавказского отделения.
В 1885—92 — вице-председатель Рус. технич. об-ва. Осн. научные работы Г. относятся к области гидротехники.
Его "Лекции о морских сооружениях", изданные в 1861—62, явились первым на рус. языке фундаментальным соч. по морскому строительному искусству и осн. практич. руководством для рус. портовых инженеров в 60— 80-х гг. 19 в. В этом труде Г. дал теоретич. обоснование процессов взаимодействия морских сооружений с окружающей средой.
Работы Г касаются также гидрографии и ирригации Кавказа (особенно Закавказья) и ряда др. вопросов.
С 1885 под руководством Г было начато издание "Материалов для описания русских портов и истории их сооружения", к-рые послужили ценным руководством для отечественных портостроителей.
Соч.: Лекции о морских сооружениях, вып. 1—2, СПб, 1861—62; Кавказские железные дороги, М., 1874; Очерк гидрографии Кавказского края, СПб, 1886; Очерк положения ирригации в Закавказье в 1882 г., Тифлис. 1882; Об обводнении южной степной полосы России, СПб, 1890; Некоторые мысли о техническом образовании, СПб, 1890; Курс портовых сооружений, 2 изд., СПб, 1907. Лит.: Будтолаев H. M., Выдающийся русский теоретик портовой гидротехники Михаил Николаевич Герсеванов... к 120-летию со дня рождения, М., 1950.