Герман Садырев-Полев
(Григорий Федорович) — святитель, архиепископ Казанский и Свияжский. † 1567, память 23 июня/6 июля, 25 сентября/8 октября, 6/19 ноября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых.
Родился около 1505 года в городе Старице Тверской губернии в семье боярина Федора Афанасьевича Садырева-Полева.
В конце 30-х годов XVI столетия удалился в Иосифо-Волоколамскую обитель, где вскоре принял монашеский постриг от игумена Гурия († 1563, память 20 июня/3 июля, 4/17 октября и 5/18 декабря), впоследствии архиепископа Казанского, и находился под его духовным руководством.
В 1551 году епископ Тверской Акакий вызвал Германа к себе и рукоположил его во иеромонаха; затем возвел его в сан архимандрита и поставил настоятелем Старицкого Успенского монастыря.
В Старицкой обители архимандрит Герман ввел устав преподобного Иосифа Волоколамского.
В обители в это время жил в заключении Максим Грек († 1556, память 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля), с которым отец Герман часто беседовал.
В 1553 году был вызван в Москву на Собор по поводу еретических учений Матвея Башкина и Артемия, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря.
После учреждения Казанской епархии в 1555 году игумен Гурий был посвящен в архиепископа Казанского.
Для создания в Свияжске обители в честь Успения Богородицы и проповеди христианства он взял с собой отца Германа.
Новоустроенный монастырь за 8 лет управления архимандритом Германом стал центром просвещения Казанского края. Несколько тысяч магометан и язычников были обращены в христианство.
Отец Герман заботился об обучении новокрещеных.
Воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей, основал Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, а при Зилантовом монастыре устроил школу для детей. 12 марта 1564 года архимандрит Герман был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа.
В 1566 году, когда ушел на покой митрополит Московский и всея Руси Афанасий, царь Иван IV пожелал видеть на митрополичьей кафедре святителя Германа.
По приказу царя он был вызван в Москву и помещен в митрополичьем доме. Архиепископ Герман настойчиво отказывался занять столь высокий пост, указывая на свое недостоинство.
В то же время он "кроткими словесы" начал увещевать царя и обличал бесчинства опричников.
Святитель Герман откровенно высказал царю, что если он будет митрополитом, то по долгу своего сана не станет молчать и скрывать творившиеся злодеяния, но будет обличать их пред всем народом.
За это он был удален из митрополичьего дома и в течение двух лет жил в Москве, находясь в опале, а митрополитом был избран Филипп (впоследствии митрополит Московский и всея Руси; † 1569, память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября), который также вскоре попал в немилость за обличение царя. По некоторым источникам, святитель Герман погиб от руки какого-то опричника, который двумя ударами топора отсек ему голову.
По другим сведениям, он преставился от моровой язвы в Москве 6 ноября 1567 года и погребен, по его просьбе, при храме святителя Николая Гостунского.
О нравственном облике святителя писал один из современников князь Андрей Курбский: "Герман был человек... столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь Священного Писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима-философа (Грека); был человек простой и твердый, готовый на помощь застигнутым бедой и напастью и усердный попечитель о бедных". В 1592 году были обретены его нетленные мощи. От них стали совершаться многие знамения и чудеса. 25 сентября 1592 года мощи святителя Германа перенесены в Свияжский монастырь Казанской епархии, где были встречены митрополитом Казанским Ермогеном (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; † 1612) и поставлены в Успенском соборе у правой стены при входе в алтарь.
Всероссийское прославление святителя Германа началось с 1695 года, после освидетельствования его святых мощей Казанским митрополитом Маркеллом, по благословению патриарха Адриана.
Литература: Елисеев Г. 3. Жизнеописание святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. — Казань, 1847. Мятлев Н. В. Архиепископ Герман Казанский и род Полевых (доклад, читанный в заседании Историко-родословного общества в Москве 19 ноября 1913 года). Арсений, архиепископ.
Святитель Христов Герман. — Казань, 1900. Богословский Г. К., священник.
Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях. — Казань, 1893. Никанор (Каменский), архиепископ.
Собрание сочинений. — Казань, 1909, с. 84—89, 98, 476. Едлинский М. Е., священник.
Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. — 4-е изд. — СПб., 1901—1903, т. 3, с. 60—68. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 456, 358, 259, 377, прим. 5. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 2, с. 170, 411. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 65. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М., 1871. Устрялов Н. Г. Сказания князя Курбского. — 3-е изд. — СПб., 1868. Рыбушкин М. С. Краткая история города Казани: в 2 ч. — Казань, 1848—1849. Плюшар А. А. Энциклопедический лексикон: в 17 т. — СПб., 1835—1841, т. 14. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 129. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 287, 291, 460. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 236, 245. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 595. Историческое описание Старицкого Успенского монастыря. — Тверь, 1895, с. 34—35. Троицкий Патерик. — Казань, 1907, с. 60—64. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. — М., 1903—1911, 1908, 1916, т. 11, с. 125—132. Леонид (Кавелин), архимандрит.
Святая Русь. — СПб., 1891, № 778. Церковный вестник. — 1895, № 37, с. 1181. Русский паломник. — 1913, № 20, с. 314—315. Православный собеседник. — Казань, 1897, декабрь, с. 709. — 1907, март, с. 330; июнь, с. 1. Исторический вестник. — 1896, январь, с. 207, 212. Русский архив. — 1870, № 4 и 5, с. 764. — 1904, кн. 1, № 2, с. 295. Симбирские епархиальные ведомости. — 1897, № 24, с. 969. Известия по Казанской епархии. — 1885, № 17, с. 573—574. — 1887, № 19, с. 481—484. — 1894, № 16,17, с. 487, 519—534. — 1899, № 9, с. 385. — 1907 № 8, с. 238; № 10, с. 296. — 1913, № 30—31, с. 921. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 49. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 4, с. 259—262; т. 7, с. 700—702. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 636; т. 2, с. 1137. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 5, с. 31—34.